МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ
ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.
ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ
(молитва для похудения)
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.
Традиционная благодарственная фраза:
«Ангела вам за трапезу!»
Троицкий календарь (даты переменные в разные годы — см.
Церковный календарь):
— Вознесение (40-й день по Пасхе)
— Родительская суббота (49-й день по Пасхе)
— Троица (Пятидесятница, 50-й день по Пасхе)
— Духов день (51-й день по Пасхе)
Новозаветная Троица.
ТРОПАРЬ К ВОЗНЕСЕНИЮ ГОСПОДА НАШЕГО
ИИСУСА ХРИСТА
Тропарь, глас 4-й
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным
им бывшим благословением, яко Ты еси сын Божий, Избавитель мира.
Кондак, глас 6-й
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив
небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаятся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение.
ТРОПАРЬ КО ДНЮ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Тропарь, глас 8-й
Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак, глас 8-й
Егда снизшед языки слия, разделяши языки Вышний,
егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго
Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.
* * * * * * * * * * * *
Через 50 дней после Пасхи Православная Церковь отмечает праздник Пятидесятницы. Другое название праздника — Троица.
Пятидесятница — день рождения Церкви
Христовой, день завершения дела спасения и день начала
новой эры, выходящей за пределы нашего мира.
Учреждение Христовой церкви Апостолом Петром и другими Апостолами (общим числом 12) на 50-й день по
Пасхе (Воскресению Христову) и на 10-й день после Христова Вознесения на Небо.
На картине изображены проповедующий народу Древней Иудеи Апостол Петр и рядом с ним все Апостолы.
Список Апостолов см. на стр. ИМЕНИНЫ
Перед своим восхождением на небо Сын Божий обещал
апостолам послать Утешителя, Духа Истины. И вот на 50-й
день после воскрешения и через 10 дней после Вознесения
в Сионской горнице, где молились апостолы, исполнилось
обетование Спасителя. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на
каждом из них. И исполнились все Духа Святого...» (Деян. 2,1-4).
Сошествие Святого Духа на апостолов в Иерусалиме есть,
по определению Иннокентия, архиепископа Херсонского,
«вступление Его в высокую должность Освятителя грешного рода человеческого, есть торжественное освящение новой, всемирной, вечной Церкви, такое освящение, после
которого Освятитель уже начал в ней действовать видимо и
постоянно».
Этот праздник называется еще Троицей, так как в сошествии Святого Духа проявляется полнота Божества (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой), завершившего домостроительство спасения рода человеческого именно в этот день.
Устами святого Григория Богослова Святая Церковь изрекает: «Дух Святой всегда был, есть и будет; Он не начал и
не прекратил бытия, но всегда со Отцем и Сыном вчиняется и счисляется»; «Он — жизнь и животворящ»; «Через Него познается Отец и прославляется Сын (Иоан. 16, 14), и Сам
Он Ими одними знаем».
Ветхозаветная Троица.
В этот день все православные христиане с цветами спешат в храм, где после литургии совершается вечерня, на
которой священнослужитель вместе с предстоящими в трех.
коленопреклоненных молитвах просит о ниспослании нам
Святого Духа, о прощении грехов и об упокоении всех в вере
и надежде усопших христиан.
К особенностям праздника Пятидесятницы относится то,
что в этот день храмы и дома верующих украшаются деревьями, травами, цветами. Так праздновала Пятидесятницу ветхозаветная церковь (в память о даровании Богом
Моисею Закона — десяти заповедей на Синайской горе),
принося в этот день начатки жатвы. Так была украшена
Сионская горница, в которой апостолы в день Пятидесятницы принимали Святого Духа.
Кроме того, в праздновании Святой Троицы храм напоминает место явления Бога в образе трех ангелов праотцу
Аврааму у Мамврийского дуба. Украшенный ветками и
цветами храм напоминает Мамврийскую дубраву и Авраамову кущу. Ветви и цветы в праздник Троицы служат символом Церкви Христовой, которая, по выражению церковного песнопения, процвела, «яко крин» (лилия). Цветущие
растения в руках прихожан указывают на обновление верующих силою нисходящего Духа Святого.
Мастер из Мескирха, начало XVI века. Святая Троица с ангелами и святыми.
Призывая нас славить «Трисветлое Существо», Церковь
своими молитвами, славословиями и священнодействиями
предуготовляет своих чад к восприятию благодати Святого
Духа, необходимой для их духовной жизни.
В понедельник, следующий за Пятидесятницей, совершается праздник в честь Святого Духа — Духов день. Вся
следующая седмица после Троицы — сплошная, то есть разрешается вкушение скоромной пищи, не исключая среды и пятницы. Эта неделя посвящена Святому Духу, как
пасхальная — Сыну Божию, чем Церковь также исповедует, что Дух Святой единочестен Отцу и Сыну.
В троицкие праздники искони к трапезе подаются блюда из яиц, особенно яичница. Кроме того, готовят поминальную кутью, блины, пироги, кисель, всевозможные пирожные к чаю.
Новозаветная Троица.
ТРОИЦКИЙ стол
Праздник Троицы (Пятидесятницы) и следующий за ней
Духов день венчают цепочку весенних праздников — Масленицу, Благовещение, Пасху — и знаменуют наступление
лета. В народе троицкую неделю именовали зелеными святками.
Христианская Пятидесятница как праздник Святой Троицы отмечается с IV века, когда на II Константинопольском соборе был окончательно утвержден догмат о Троице: единый Бог существует в трех лицах — Бога-Отца, Бога-Сына
и Бога — Духа Святого. Это один из краеугольных камней
христианства.
В Троицкой обрядности главная роль отводилась березке, без которой этот праздник все равно, что Рождество без
елки. Троица всегда и везде — зеленый праздник. Дворы,
дома и церкви снаружи и внутри украшались зеленью и
цветами. В церковь шли тоже с цветами и пахучими травами. Иногда травы складывались снопом, а в середину ставили троицкую свечу, потом травы высушивали и хранили
как средство от всевозможных бед, наперед всего использовали их как лекарство, а свечу сохраняли для умирающих. По одной из примет, троицкая зелень оберегает дом
во время грозы.
Отмечали праздник на природе — в лесах, в рощах, горожане выезжали на загородные прогулки. Гуляли весело
и шумно. В деревнях с утра пекли караваи, созывали друзей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда начиналось самое веселое для молодежи. Бабка-позывалка скликала девушек на гульбище в
рощу, где расстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а юноши высматривали себе невест.
Троицкий каравай, скатерть и венки имели огромное
значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно
застилали стол под другой, верхней скатертью, на смотринах она должна была приковать суженого. Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Их потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай,
а венок некоторые девушки тайно передавали своему возлюбленному в качестве вестника брачного обета.
В Троицын день девушки «развивали березки», а вечером, когда
веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в
темнеющую весеннюю воду. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник — День Святого Духа или Духов день, с которого, как принято считать в народе,
и наступало настоящее теплое лето.
Среди ритуалов праздника и обычай поминать умерших
накануне дня Троицы — в Родительскую субботу. Как и в
Радуницу, люди шли на кладбище «глазыньки родителям
прочищать»: обметать букетами и березовыми ветками,
которые держали в руках, могилы. Здесь совершали поминальную трапезу: ели и выпивали, оставляли на могилах
2-3 наполовину очищенных яйца и блины.
Предлагаемые ниже блюда — ритуальные для Троицких
праздников.
САЛАТ ИЗ СВЕЖЕЙ КАПУСТЫ
Ингредиенты:
500 г молодой капусты, 1 ч. ложка яблочного уксуса,
3 ст. ложки измельченных грецких орехов, 200 г майонеза, соль по вкусу.
Приготовление
Белокочанную капусту нашинковать соломкой, сбрызнуть уксусом, посолить и слегка помять.
Добавить грецкие
орехи и заправить майонезом.
САЛАТ ИЗ ЛИСТЬЕВ ОДУВАНЧИКА
Ингредиенты:
20 листьев одуванчика, 10 шт. красного редиса, 50 г
нежирного сыра, 1 луковица (некрупная), 1 ч. ложка
яблочного уксуса, 2 ст. ложки растительного масла,
соль, перец по вкусу.
Приготовление
Листья одуванчика и сыр нарезать соломкой, редис —
тонкими кружочками. Лук мелко порубить.
Все хорошо
перемешать, приправить уксусом, солью, перцем, растительным маслом.
Примечание. Листья одуванчика можно использовать для салатов в стадии до появления бутонов. В любом
случае, их следует для удаления лишней горечи вымочить
в течение 1 часа в воде с добавлением соли и уксуса.
РУБЛЕНЫЕ ЯЙЦА С ЧЕСНОКОМ
Ингредиенты:
2 яйца, 30 г сметаны, 30 г кваса, 1 зубчик чеснока, чайная ложка зелени, соль.
Приготовление
Яйца сварить вкрутую, очистить, белки мелко порубить,
желтки растереть с солью и сметаной, добавить квас, рубленый чеснок.
Подготовленные белки сложить в салатник,
залить растертыми желтками с квасом и чесноком и посыпать зеленью укропа.
ЯЙЦА В ХЛЕБЕ
Из белого хлеба вырезать цилиндрические стаканчики
или четырехугольные коробочки и обжарить их в маргарине или масле.
Приготовление соуса. Обжарить мелко нарезанную ветчину и лук, добавить томат и вскипятить.
Стаканчики или
коробочки поставить на противень, выпустить в каждый по
одному яйцу и запечь так, чтобы желток остался жидким.
Сверху налить соус и посыпать зеленью.
ДРАЧЕНА ПРОСТАЯ
Ингредиенты:
2 яйца, 50 мл молока, 1,5 ч. ложки сметаны, 1/2 ч. ложки муки, 1 ст. ложка сливочного масла, соль.
Приготовление
Желтки, муку, соль и сметану смешать и хорошо растереть, постепенно разводя молоком.
Затем добавить взбитые
в пену белки, вылить массу на сковороду, смазанную маслом, и запечь в духовке.
Готовую драчену полить маслом и
посыпать рубленой зеленью.
ДРАЧЕНА С ТВОРОГОМ
Ингредиенты:
2 яйца, 50 мл молока, 40 г творога, 1,5 ч. ложки сметаны, 1 ст. ложка сливочного масла, сахар, соль по
вкусу.
Приготовление
Творог протереть сквозь сито, добавить желтки, сметану,
сахар, соль и все хорошо перемешать.
Затем добавить молоко, размешать, ввести взбитые белки и запечь на сковороде, смазанной маслом.
ОМЛЕТ ГРИБНОЙ
Ингредиенты:
250 г шампиньонов или каких-нибудь других свежих
грибов, 3 яйца, 4 ст. ложки муки, 1/2 стакана минеральной воды, 1 ст. ложка растительного масла.
Приготовление
Грибы нарезать мелкими дольками и потушить в масле
в течение 5-10 минут.
Отдельно взбить белки 3 яиц, а из
желтков, 4 ст. ложек муки и минеральной (содовой) воды
приготовить тесто.
Полученную смесь смешать с грибами и
запечь на сковороде, как обычный омлет.
Подать в горячем
виде с овощным салатом.
КУТЬЯ ПШЕНИЧНАЯ
Ингредиенты:
400 г пшеницы или пшеничной крупы, 200 г меда,
4 стакана воды.
Приготовление
Целые зерна лущеной пшеницы или пшеничной крупы
залить холодной водой, сварить до размягчения и откинуть
на дуршлаг.
Мед развести кипяченой водой, залить пшеницу, поставить на слабый огонь, довести до кипения и охладить.
См. стр. Кутья — сочиво и коливо.
КОЛИВО
Ингредиенты:
2 стакана ячневой крупы, 3 л воды, 1 стакан молока, 1 стакан мака, 2-3 ст. ложки меда, 2 ст. ложки
клюквенного или смородинового варенья, соль.
Приготовление
Крупу промыть, отварить в подсоленной воде на умеренном огне, снимая все время пену. Как только крупа начнет
выделять слизь, лишнюю воду слить, кашу переложить в
другую посуду, добавить молоко и варить до мягкости крупы и загустения, все время помешивая.
Отдельно приготовить мак: залить его крутым кипятком, сразу же слить его,
как только начнут появляться капельки жира на поверхности воды. Затем распаренный мак перетереть в ступке
(фарфоровой), добавляя по пол чайной ложки кипятка к
каждой столовой ложке мака.
Подготовленный мак смешать с загустевшей, размягченной ячневой кашей, добавляя мед, прогреть на медленном огне 5-7 минут, непрерывно помешивая, снять с огня и заправить вареньем.
См. стр. Кутья — сочиво и коливо.
ГРЕЧАНИК ПОЛТАВСКИЙ
400 г гречневого продела залить 0,6-0,8 л кипятка, добавить 50 г сливочного масла, соли по вкусу и поставить в духовку на 1 час.
Готовую кашу уложить слоями в смазанную
сливочным маслом и посыпанную сухарями форму, чередуя
с рублеными крутыми яйцами (всего 4—5 штук) и заканчивая кашей.
Сверху посыпать сухарями, сбрызнуть растопленным маслом и поставить в духовку на 10-15 минут.
К
гречанику отдельно подать холодное сливочное масло.
РЫБА, ТУШЕННАЯ В ГОРШКЕ
Ингредиенты:
1 кг рыбы, 1 морковь, 1 корень петрушки, 1-2 лавровых листа, перец горошком, 1 лимон, 2 ст. ложки
белого вина, 1 луковица, 50 г сливочного масла, соль.
Приготовление
Рыбу (лучше всего карпа, судака, леща, но ни в коем случае не щуку) очистить, промыть, нарезать кусками, посолить, уложить в горшок, добавить сливочное масло,
лавровый лист, несколько горошин перца, нарезанные морковь и корень петрушки, сок 1 лимона, при желании — 2 ст.
ложки белого вина.
Сверху положить тонкие ломтики ошпаренного кипятком лука, накрыть крышкой, края обмазать тестом и томить в умеренно нагретой духовке около
2 часов.
Подать в горшке.
РЫБА В ЧЕСНОЧНОМ СОУСЕ
Ингредиенты:
500 г филе рыбы (трески, судака), 3 зубчика чеснока,
1 ст. ложка кориандра, 6 ст. ложек подсолнечного
масла, сок 1 лимона, перец, соль по вкусу.
Приготовление
Филе рыбы залить лимонным соком и оставить на 30 минут. Подогреть 3 ст. ложки масла, обжарить в нем чеснок
до золотистого цвета.
Одновременно нагреть оставшееся
масло в большой сковороде и обжарить в нем рыбное филе
до готовности (5—7 минут).
Готовую рыбу выложить на блюдо, полить теплым чесночным соусом и посыпать толченым
кориандром.
РУЛЕТ КУРИНЫЙ
Ингредиенты:
1 крупная курица, 4 картофелины, 1 луковица,
1 яйцо, соль, перец по вкусу.
Приготовление
Мякоть курицы осторожно отделить от костей. Тушку
отбить, из костей сварить бульон.
Приготовить фарш: пропустить через мясорубку сваренный картофель и лук, перемешать, добавить яйцо, соль, перец и еще раз перемешать.
Выложить фарш на подготовленную курицу, свернуть в виде
рулета, перевязать нитками, опустить в кипящий бульон и
варить 30 минут.
Готовую курицу остудить, снять нитки,
нарезать на порции и подать на блюде.
КУРИЦА ПО-ТРОИЦКИ
Ингредиенты:
1 курица, 8-10 картофелин, 15-20 г сухих белых грибов (или шампиньонов ), 1 луковица. 3 ст. ложки сметаны. 1 ст. ложка поджаренной муки (для соуса),
белки яичные, перец черный молотый, соль по вкусу.
Приготовление
Взять обработанную тушку курицы, отделить мясо от костей, посолить, поперчить, слегка отбить и обжарить с обеих сторон на сильно разогретой сковороде.
Нарезать на 4—5 кусков, каждый положить на порционную сковородку,
обложить отварным картофелем, залить грибным соусом,
приготовленным из предварительно замоченных и отваренных грибов, пассерованного репчатого лука, поджаренной
муки и сметаны.
Запечь в течение 5 минут в духовке, после
чего покрыть взбитыми в крепкую пену белками и снова
поставить на 5—6 минут в духовку.
При отсутствии порционных сковородок курицу по-троицки можно приготовить
в глиняных горшочках.
РУЛЕТИКИ СВИНЫЕ С ЧЕРНОСЛИВОМ
Ингредиенты:
4 куска свиного филе по 300-350 г, 8 кусков шпика
(каждый размером с кусок свинины), 5 луковиц,
1 стакан сухого белого вина, 1 кг земляники, 2 крупных яблока, 300 г чернослива без косточек, 1 ст. ложка сливочного масла, 1 ст. ложка муки, 2 лавровых
листа, соль, перец по вкусу, чеснок.
Приготовление
Чеснок растолочь, лук мелко нарезать. Свиные отбивные
посолить, поперчить, посыпать луком, чесноком, залить
вином, добавить лавровый лист, накрыть крышкой и поставить в холодильник на ночь.
Яблоки очистить и нарезать небольшими кусочками. Половину земляники, яблоки, 100 г чернослива пропустить через мясорубку. Добавить
в пюре растопленное масло и варить до загустения.
Мясо
вынуть из маринада, а маринад процедить. В каждом кусочке мяса сделать продольные надрезы длиной 10 см и глубиной 3 см, наполнить их пюре.
Каждый кусочек свинины
обернуть крест-накрест двумя кусочками шпика. Лук из
маринада положить в сотейник вместе с мясом и запекать в
духовке при температуре 200°С.
Через 30 минут выложить
на мясо оставшийся чернослив. Еще через 45 минут выложить на мясо землянику (ягоды) и запекать еще 15 минут,
периодически поливая мясо маринадом.
Затем вынуть мясо
из сотейника и переложить в кастрюлю.
В оставшийся соус
добавить муку, разведенную 1 стаканом холодной воды,
соль, перец и вскипятить.
Залить мясо этим соусом и оставить его в выключенной духовке, пока не остынет.
МЯСО ЗАПЕЧЕННОЕ
Ингредиенты:
500 г мяса, 25 г свиного сала, 2 луковицы, 1/2 ст. ложки муки, 1/2 ч. ложки измельченного майорана, перец
черный молотый, соль по вкусу, жир для жарки.
Приготовление
Мясо без костей зачистить от пленки, обмыть, натереть
солью, обвалять в муке и обжарить в сильно разогретом жире.
Лук нарезать полукольцами, сало — тонкими пластинками.
Обжаренное мясо выложить на противень, обложить
луком и пластинами сала, добавить перец, майоран и запечь
в духовке при средней температуре, периодически поливая
образующимся соусом, который необходимо восполнять
небольшими порциями воды, чтобы не высохло мясо и не
пригорел лук.
Готовое мясо нарезать ломтиками, полить
соусом и подать с отварным картофелем, макаронами, овощным салатом.
ЗАПЕКАНКА ИЗ МАННОЙ КРУПЫ
И ПРОСТОКВАШИ
Ингредиенты:
2 стакана манной крупы, 250 г простокваши, 2 яйца,
200 г сахара, 100 г маргарина, 1/2 лимона, 75 г изюма,
1 щепотка соли, 1 ч. ложка соды, 3 ст. ложки муки,
масло, сухари панировочные.
Приготовление
Манную крупу смешать с простоквашей и дать постоять
50-60 минут, чтобы она разбухла.
Затем добавить взбитые
с сахаром яйца, растопленный и слегка охлажденный маргарин, тертую лимонную цедру и сок лимона, изюм, смешанную с содой муку и соль.
Тесто выложить в смазанную
маслом и посыпанную сухарями форму и выпекать в духовке при среднем жаре в течение 40—45 минут.
ЛЕПЕШКИ ГРИБНЫЕ
Ингредиенты:
1,5 кг грибов, 0,3 л молока, 200 г пшеничных сухарей,
200 г лука, 5 яиц, соль.
Приготовление
Тушеные или вареные грибы мелко порубить, добавить
горячее молоко или сливки, молотые пшеничные сухари,
жареный лук и сырые яйца.
Все хорошенько перемешать,
сделать лепешки, обвалять их в муке и обжарить до появления румяного цвета.
Подать со сметаной или сметанным
соусом.
БЛИНЫ ПШЕНИЧНЫЕ ЛЕГКИЕ
Ингредиенты:
4 стакана муки, 2 стакана молока, 25 г дрожжей,
4 яйца, 2 ч. ложки сахара, соль.
Приготовление
Поставить опару из пшеничной муки, теплого молока и
дрожжей. Когда она немного подойдет, подмесить немного
муки.
Так повторить несколько раз, прибавив в общей сложности около 1 стакана муки. Дать опаре как следует подняться.
Перед выпечкой положить 4 желтка, растертых с сахаром и солью, перемешать, соединить с 4 взбитыми белками
и, получив таким образом жидкое тесто, печь блины на
обильно смазанной маслом сковороде на умеренном огне.
БЛИНЫ ИЗ ЯИЦ
Ингредиенты:
250 г пшеничной муки, 2 стакана молока, 2—3 яйца,
соль.
Приготовление
Молоко (сладкое или кислое) взбить с яйцами, посолить,
добавить постепенно муку и все тщательно перемешать.
Тесто брать половником, выливать на горячую сковороду, выпекая блины с двух сторон.
Готовые блины уложить один на
другой стопкой и подать.
Можно подать блины свернутыми
в трубочку, положив внутрь свежие или консервированные
фрукты, ягоды, варенье, и посыпать сверху сахаром.
БЛИНЫ РЖАНЫЕ
Ингредиенты:
450 г ржаной муки, 0,5 л молока, 20 г дрожжей, 3—4 яйца, 40 г топленого масла, 15 г сахара, 1 ч. ложка
соли, растительное масло.
Приготовление
Из муки, дрожжей и молока приготовить опару и оставить ее на 2—3 часа для брожения.
Оставшееся молоко подогреть, растопить в нем масло, добавить соль, сахар, яичные желтки, все хорошо перемешать, влить в опару, еще
раз перемешать и поставить на 1—1,5 часа в теплое место.
Когда тесто поднимется, сделать обминку и дать еще раз
подняться. Перед выпечкой в тесто ввести взбитые белки, чтобы блины были легкие, пористые.
Выпекать на сковороде, смазанной растительным маслом. Переворачивать
блины после появления по краям румяной корочки, которая хорошо отстает от сковороды.
Если в середине блина образуются пузыри или он сырой
и разрывается при переворачивании, то в первом случае
тесто надо поставить добродить в теплую воду, а во втором —
добавить ржаную или пшеничную муку и яйцо.
Когда корочка на блине получается неравномерная (сердцевина подгорает), следует уменьшить огонь и поставить под сковороду рассекатель пламени или металлический кружок.
Из ржаных блинов можно приготовить блинницу; блины смазать сырым яйцом, сложить горкой и запечь в духовке.
Подать блинницу нарезанной на порции.
БЛИНЫ ПШЕНИЧНЫЕ СЛАВЯНСКИЕ
Ингредиенты:
4 стакана муки, 1 стакан сметаны, 10 яиц, 2 ст.
ложки масла, соль по вкусу.
Приготовление
Муку соединить со сметаной, посолить по вкусу, размешать. Взбить постепенно 10 желтков. Затем добавить
10 взбитых в пену белков, осторожно, сверху вниз перемешать тесто и печь блины на раскаленной, смазанной маслом сковороде.
Готовые блины подать с вареньем, желе или
сахаром.
СЛАДКИЙ БЛИНЧАТЫЙ ПИРОГ
Ингредиенты
Для блинов: 1/2 стакана муки, по 1/2 стакана сливок
и сливочного масла, 1/3 стакана сахара, цедра 1 лимона, 4 желтка.
Для соуса: сок 1 лимона, 2/3 стакана фруктового
сока, 1/4 стакана сахара.
Приготовление
Пшеничную муку, желтки, сливки, растопленное сливочное масло, треть стакана сахара и цедру одного лимона
хорошо размешать, положить оставшиеся белки, взбитые
в пену, и выпечь на небольшой сковороде блины.
Сложить на блюдо один блин на другой, смазывая каждый соусом.
Сложенные на блюде блины покрыть меренгой, то есть четырьмя взбитыми белками, смешанными с 1/4 стакана сахара, поставить в духовку и запечь в течение нескольких
минут.
Подавать на стол, украсив вареньем.
Приготовление соуса. Сок лимона смешать с фруктовым
соком и сахаром.
ПРИСКАНЦЫ
Ингредиенты:
8 стаканов пшеничной муки, 6 стаканов молока,
4 яйца, 60 г дрожжей, 2 стакана сахара, 8 ст. ложек
масла, 4 ч. ложки соли, сахарная пудра.
Приготовление
Просеянную муку всыпать в кастрюлю, добавить дрожжи, разведенные теплой водой или молоком, яйца, сахар,
соль и все хорошо перемешать, чтобы не было комочков.
Потом поставить в теплое место и дать подойти.
Подготовленное тесто брать столовой ложкой и жарить на сковороде
с хорошо разогретым маслом.
При подаче посыпать присканцы сахарной пудрой.
ПИРОГ ТРОИЦКИЙ
Ингредиенты
Для теста: 3,5 стакана муки, 20 г дрожжей, 1,5 стакана воды, 2 ст. ложки растительного масла.
Для начинки: 1 ст. ложка жареного лука, 200 г вареных грибов, 1 ст. ложка муки, перец, соль, рубленая
зелень петрушки.
Приготовление
Замесить довольно крутое тесто из муки, дрожжей, предварительно разведенных теплой водой и подошедших, и
нужного количества воды. Дать подойти, влить подсолнечное масло, еще раз вымесить, раскатать круглую лепешку и уложить в смазанную маслом сковороду.
Пока тесто поднимается, приготовить начинку: грибы нарезать,
смешать с луком, заправить мукой, разведенной холодным
грибным отваром, добавить соль, перец, мускатный орех,
зелень петрушки или укропа, прокипятить и остудить.
Положить начинку на середину лепешки, защипать края теста так, чтобы середина пирога осталась открытой.
Поставить в теплое место, дать подняться и испечь затем в горячей духовке.
Готовый пирог выложить на блюдо, посолить,
полить начинку грибным бульоном и подать к столу.
ПИРОГ НЕЖНЫЙ
Ингредиенты:
6-8 картофелин, 4-6 яиц, 50 г сливочного масла,
1/2 стакана сметаны, 2 моркови, 2 ст. ложки укропа,
корица, перец, соль, сухари.
Приготовление
Приготовить горячее картофельное пюре, посолить его,
вбить 1-2 яйца, добавить сливочное масло, немного корицы и тщательно перемешать.
Яйца размешать и поджарить
на сливочном масле, после чего немного остудить, порубить,
соединить с натертой сырой морковью, рубленым укропом,
солью, перцем, ломтиками сухарей, сметаной, а затем и с
картофелем.
Раскатать две лепешки из обычного дрожжевого теста. На одну из них выложить начинку и кусочки
сливочного масла, закрыть другой лепешкой, защипать
края, смазать желтком и испечь в духовке.
Подать со сливочным маслом.
ПИРОГ СО ШПИНАТОМ
Ингредиенты:
1 стакан кефира, 1 яйцо, 2,5 стакана пшеничной
муки, 250 г маргарина, 1 щепотка соли.
Для начинки: 0,5 кг шпината, 2 яйца, 3 веточки укропа, 3 веточки кинзы, соль по вкусу.
Приготовление
Муку смешать с маргарином, добавить яйцо, соль и кефир. Тесто убрать в холодильник на 2 часа. В это время в
1 л кипящей воды положить шпинат и варить 10 минут,
после чего откинуть на дуршлаг и дать стечь.
Порубить вареные яйца; смешать их с мелко нарезанной зеленью, посолить, перемешать с остывшим шпинатом.
Тесто разделить
пополам. Одну половину раскатать на противне, сверху выложить начинку и закрыть второй половиной раскатанного теста, защипав края.
Наколоть вилкой, смазать желтком
и поставить в духовку на 20 минут при температуре 180°С.
ПИРОГ ПРАЗДНИЧНЫЙ
Ингредиенты:
500 г пшеничной муки, 10 яиц, 500 г сахара, изюм или
любые ягоды, фрукты, (можно консервированные),
масло.
Приготовление
Яйца взбить с сахаром, добавить муку и снова взбить.
На полученную густую массу выложить изюм или ягоды
или любые фрукты из консервированного компота, можно
положить мелко нарезанные яблоки. Все перемешать.
Подготовленное тесто выложить на противень, смазанный маслом, и поставить в горячую духовку. Выпекать при температуре 200-250°С в течение 30 минут.
СЛАДКИЙ КАРАВАЙ
Ингредиенты:
100 г пшена, 10 г сахара, 200 г молока, 80 г воды,
1 яйцо, 20 г сливочного масла, 20 г изюма, 20 г панировочных сухарей, 10 г сметаны, 10 г варенья.
Приготовление
Из смеси крупы с сахаром на молоке с водой сварить вязкую кашу, охладить до температуры
60-70°С, перемешать,
добавить изюм и взбитые белки.
Полученную массу выложить в высокие формочки, смазанные маслом и посыпанные сухарями, заполняя их на 3/4 объема.
Затем смазать сметаной, выпечь и облить вареньем.
ТОРТ ИЗ ТВОРОГА
Ингредиенты
Для торта: 1,2 кг свежего творога, 10 яиц, 400 г сахара, 200 г масла, 2 ст. ложки сдобных молотых сухарей, 100-150 г изюма, лимонная цедра, мелко нарезанная и поджаренная цедра мандарина, ванилин.
Для сладкого соуса: 250 г свежей сметаны, 2 стакана сахара, 50 г шоколада.
Приготовление
Творог пропустить через мясорубку. Масло растереть в
миске, добавляя по очереди по одному желтку, ложке творога и сахара с ванилином. И так до тех пор, пока эти продукты не будут израсходованы.
Затем взбить белки, смешать с частью сухарей и вылить их в творожную массу. Всю
массу слегка перемешать, добавить изюм, мандариновую и
лимонную цедру.
Подготовленную смесь выложить в форму,
предварительно хорошо смазанную маслом и посыпанную
сухарями, поставить в средненагретую духовку и выпекать
около 1 часа.
Чтобы поверхность не сильно румянилась, ее
накрывают пергаментом или фольгой.
Торт остудить в форме.
Готовый торт полить сладким соусом.
Для его приготовления сметану смешать с сахаром, прокипятить в течение 10 минут, добавить разогретый шоколад. Как только
соус начнет густеть, полить торт и украсить жареными мандариновыми корочками, нарезанными на полоски.
МЕДОВЫЕ КОВРИЖКИ К ЧАЮ
Ингредиенты:
400 г меда, 400 г пшеничной муки, 8 яичных белков,
гвоздика, корица, имбирь, кардамон.
Приготовление
Мед взбить до пышности, прибавить белки и еще раз
взбить. Затем понемногу всыпать 400 г просеянной пшеничной муки и вымесить так, чтобы не было комков.
При
желании можно положить толченые пряности — кардамон,
гвоздику, корицу, имбирь.
Сделать небольшие бумажные
коробочки, смазать их топленым маслом, налить до половины тестом, поставить в жаркую духовку и выпечь.
ПРЯНИКИ ИЗ РЖАНОЙ МУКИ
Ингредиенты:
400 г муки, 400 г меда, 2 ст. ложки водки, 2 ст. ложки крахмала, 1 ст. ложка пряностей.
Приготовление
Просеянную муку смешать с пряностями (корица, кардамон, имбирь). Вскипятить мед, вылить в муку и энергично размешивать, пока тесто не побелеет. Тогда влить
водку и мешать до гладкости, после чего вынести тесто на холод на несколько часов.
Затем раскатать, подсыпая крахмал; вырезать пряники выемкой, положить на смазанный
растительным маслом противень, поставить в духовку с
умеренным жаром и испечь до готовности, но не подрумянивать.
КОРЖИ ТРОИЦКИЕ
Ингредиенты:
3,5 стакана муки, 3 вареных желтка, 2 сырых желтка, 1,5 стакана орехов, 1/2 стакана сметаны,
1/2 стакана сахара, 200 г маргарина, 300 г творога,
2 ст. ложки белого сухого вина.
Приготовление
Вареные желтки растереть с сырыми, добавить творог,
сметану, размягченный маргарин, вино, все взбить в однородную массу, всыпать муку, орехи, раскатать большой
пласт, вырезать стаканом коржики, смазать их желтками,
досыпать орехами, уложить на смазанный маслом противень и выпечь в духовке.
СЛАДКАЯ ГОРКА
Ингредиенты
Для теста: 1 пачка маргарина, 2 стакана пшеничной муки, 1/2 стакана сахара, 1 ч. ложка соды,
гашенной уксусом.
Для крема: 1 банка сгущенного молока, 200 г сливочного масла, 2 ч. ложки какао.
Приготовление
Продукты, предназначенные для теста, перемешать и
пропустить через мясорубку.
Выложить тесто равномерно
на противень, посыпанный мукой, и выпекать при температуре 200°С, пока не подрумянится.
Готовую массу измельчить руками, смешать с кремом (масло взбить со сгущенным молоком и какао), придать форму горки, и поставить
на 1 час в холодильник.
ДЕСЕРТ СЛАВЯНСКИЙ
Ингредиенты:
200 г ржаного хлеба, 50 г сахара, 3 лимона, 100 г сливок, 100 г очищенных орехов, варенье или молоко.
Приготовление
Черствый ржаной хлеб натереть на терке, перемешать с
натертым вместе с цедрой лимоном, соединенным с сахаром и толчеными орехами. Сливки взбить с сахаром.
На
блюдо выложить слой тертого хлеба, полить соком лимона, сверху положить слой сливок. Так повторить несколько раз.
Блюдо с десертом выдержать на холоде в течение нескольких часов.
Подать к столу с вареньем или молоком.
КИСЕЛЬ МОЛОЧНЫЙ
Ингредиенты:
0,5 л молока, 50 г сахара, 25-30 г картофельного
крахмала для жидкого и 40-45 г для густого киселя,
ваниль.
Приготовление
Молоко вскипятить, добавив в него сахар. Крахмал развести небольшим количеством холодного молока или воды,
добавить ваниль и влить при энергичном помешивании в
кипящее молоко.
Готовый кисель разлить в стаканы, чашки или блюдца, посыпать сверху сахаром и охладить.
ВЗВАР С ВИНОМ
Ингредиенты:
4 сушеных яблока, 3 груши, по 1/2 стакана сухих вишен, малины, чернослива, кураги, 5 веточек гвоздики,
1 стакан белого столового вина, 1/2 стакана сахара.
Приготовление
Сухофрукты промыть, сложить в кастрюлю, добавить
гвоздику, немного корицы, залить водой и сварить до полуготовности.
Затем влить белое столовое вино, положить
сахар, несколько раз довести до кипения, дать настояться,
остудить и подать.
Ангелология
Статья из т. II «Православной Энциклопедии», Москва. 2001 г.
От греч. angelos – «ангел» и logos – «учение», т. е. ангелология – учение об ангелах. В его основе лежит Божественное Откровение, содержащее сведения о духовном мире. Значительная часть этих сведений заключена в Священном Писании Ветхого Завета. При этом ветхозаветное Откровение об ангелах находится в тесной связи с мессианскими чаяниями Израиля.
На ранних этапах священной истории, когда мессианская идея лишь входила в сознание людей, упоминания об ангелах встречаются довольно редко. Причем в ряде случаев невозможно с полной уверенностью определить, относятся ли наименования malakh elohim (евр.– «вестник, или ангел, Господень») и malakh yhwh (евр.– «вестник, или ангел, Ягве» – см. Ангел Господень) действительно к ангелам, или же они свидетельствуют о тех или иных видах Теофании (Богоявления).
Один из таких случаев – посещение Авраама тремя странниками (Быт 18), в образе которых усматривают явление как Св. Троицы (свт. Амвросий Медиоланский, свт. Афанасий Александрийский, блж. Августин), так и Господа, а именно Второго Лица Троицы, с двумя ангелами (св. Иустин Философ, Тертуллиан, св. Ириней Лионский, Евсевий Кесарийский, свт. Иоанн Златоуст) или трех ангелов (подробнее см. в ст. «Авраам»).
В позднейшие ветхозаветные времена, когда усилились мессианские ожидания, явления ангелов людям стали более частыми и разнообразными, что послужило интенсивному развитию А.
Служение ангелов.
В Божественном Откровении постоянно подчеркивается служебная миссия ангелов. Об этом свидетельствует уже само название «ангел» (греч. – angelos), т. е. вестник. Оно указывает не на природу существа, носящего это название, а на род его служения. Ангелы, по ап. Павлу, «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1. 14). Они служат Богу, воспевая песнь (серафимы в Книге пророка Исайи (6. 3), предстоят пред Богом, когда Он объявляет Свою волю (Иов 1. 6), являются по повелению Божию для помощи человеку (Ис 6. 7) или для его наказания (2 Цар 24. 16), объявляют будущие судьбы народу (Дан 8. 16–26) и приносят Богу его молитвы (Тов 12. 12; Откр 5. 8; 8. 3).
Явления ангелов сопровождают многие евангельские события: архангел Гавриил передает благую весть Захарии и Деве Марии (Лк 1. 19; 26), ангелы славословят Рождество Христово (Лк 2. 9–14), помогают Спасителю в Его гефсиманском борении (Лк 22. 43), возвещают о Его Воскресении (Мф 28. 5–7), разъясняют апостолам смысл Вознесения Иисуса Христа (Деян 1. 10–11). Наконец, охраняя Церковь, они продолжают под водительством архистратига Михаила брань, ведущуюся от начала времен против сатаны (Откр 12. 7–9), а в конце времен будут сопровождать Христа во время Его Второго пришествия (Мф 16. 27; 24. 30–31; 25. 31).
Между миром земным и миром небесным существует глубокая молитвенная связь. Ангелы служат Богу (Откр 4. 6–8) и участвуют в богослужении Церкви («Ныне силы небесныя с нами невидимо служат» – Херувимская песнь литургии преждеосвященных Даров). Церковь же при совершении Божественной литургии поет «Трисвятую песнь, тайне образующее» (т. е. таинственно изображая) херувимов.
Происхождение ангелов.
Ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано» (Кол 1. 16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов многие святые отцы усматривают в 1-м стихе 1-й гл. кн. Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» они разумеют мир ангельский, а под «землей» – мир вещественный (Aug. De Gen imp. III).
Относительно времени создания ангелов в Библии нет прямых указаний. Большинство святых отцов считают, что ангелы сотворены до создания вещественного мира. Св. Амвросий Медиоланский пишет: «Ангелы, господства и власти, хотя и прияли некогда свое начало, однако же уже существовали, когда сотворен был сей мир» (PL. 15. Col. 1262).
Свт. Григорий Богослов, размышляя о Божественной благости, стремящейся к тому, «чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее», указывает, что «Бог измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы. И мысль стала делом, которое наполнено Словом и совершено Духом... Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир – вещественный и видимый...» (Greg. Nazianz. Or. 38, in Theoph.).
Особого мнения по этому вопросу придерживался блж. Феодорит. Он считал, что ангелы сотворены одновременно с созданием вещественного мира, т. к., согласно его утверждению, они «ограничены местом», т. е. пространством. Последнее же возникло в то же время, что и вещественный мир. Однако блж. Феодорит не настаивает на своем мнении. «Говорю же сие,– пишет он,– не утвердительно, ибо смелым признаю утверждать решительно, о чем не говорит в точных словах Божественное Писание» (Theodoret. In Gen.).
Предположение о том, что ангельский мир появился еще до создания человека, выводится из факта искушения первых людей. Поскольку Адама и Еву искушал в образе змея падший ангел, следов., не только создание ангелов, но и падение части их произошло до появления человека (Aug. De Gen. imp. XI 16).
Природа ангелов.
Если о служении ангелов в Божественном Откровении содержится много сведений, то об их природе в нем почти ничего не сказано. «Вид и определение» ангельской сущности, по замечанию прп. Иоанна Дамаскина, «знает один только Создатель» (Ioan. Damasc. De fide orth. II 3 (17)).
В своем служении ангелы обнаруживают себя как разумно-свободные существа, носящие в себе образ Божий (Ibidem). Священное Писание называет их «духами» (Евр 1. 14) и относит к «невидимому» миру (Кол 1. 16). В святоотеческой литературе и в литургических текстах ангелы определяются как «бесплотные духи», что находит основание в словах Христа «дух плоти и костей не имеет» (Лк 24. 39).
То, что ангелы не имеют «плоти и костей», т. е. человеческого или животного тела, не подвержены плотским нуждам, не подвластны физическим и физиологическим законам, в христианстве признается всеми. Но имеют ли они к.-л. др. тело? На этот вопрос даются разные ответы.
Многие отцы Церкви утверждают, что ангелы не являются существами «чисто духовными», и признают некую ангельскую телесность: св. Иустин (Apol. II 5), Татиан (Contr. graec. 12), Афинагор (Legat. pro christian. 24), Тертуллиан (De carne Christ. 6; De resurrect. 36, 62), Ориген (De princip. I 6. 4; II 2. 1–2; IV 35), Феогност (cf.: Phot. Bibl. Cod. 106), свт. Мефодий Патарский (cf.: Ibid. Cod. 234), свт. Василий Великий (De Spirit. Sanct. 16).
Так, прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Бестелесною же она (ангельская природа.– М. И.) называется, также и невещественною по сравнению с нами, ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только – несравним [ни с чем], оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество поистине – невещественно и бестелесно» (Ioan. Damasc. De fide orth. II 3 (17)).
Эта т. зр. была высказана и на Всел. VII Соборе, когда встал вопрос о возможности изображения ангелов на иконе: «Что касается ангелов и архангелов и других святых сил, высших их,– присовокуплю к этому и наши человеческие души, – то кафолическая Церковь признает их разумными, но не совершенно бестелесными… только имеющими тела тонкие, воздухообразные и огнеобразные, согласно сказанному в Писании: «творяй ангелы Своя духи и слуги Своя, огнь палящ» (Евр 2. 7)» (ДВС. Т. 4. С. 494).
Идея же бестелесности ангелов получила широкое распространение в Западной Церкви и в конце концов, по замечанию В. Н. Лосского, восторжествовала там вместе с томизмом (Догматическое богословие. С. 251).
Начиная с XVII в. под влиянием введенного Декартом противопоставления «протяженной субстанции» и «мыслящей субстанции» развитие этой идеи было продолжено, в результате чего ангельская природа стала восприниматься как явление «мыслящей субстанции», которая совершенно отделена от субстанции «протяженной».
Мнение об абсолютной бестелесности ангелов в Русской Церкви в сер. XIX в. отстаивал свт. Феофан Затворник, который полемизировал со свт. Игнатием (Брянчаниновым), признававшим некую ангельскую телесность. Вышеприведенное высказывание прп. Иоанна Дамаскина свт. Феофан не считал аргументом в пользу телесности ангелов и полагал, что «грубым и вещественным» ангельское естество названо в этом высказывании не потому, что оно якобы имеет тело, а в связи с тем, что оно сравнивается здесь с Божественным естеством – абсолютно духовным и абсолютно невещественным.
Такое толкование святоотеческого текста еп. Феофан пытается обосновать с помощью приводимой им аналогии: «Как с ярко освещенного солнцем надворья вошедши в не так светло освещенную комнату, находят ее мрачною, или как разгоряченною в горячей воде рукою коснувшись теплой воды, находят ее холодною», так и ангельское естество «оказывается грубым и вещественным», «когда взглянешь (на него.– М. И.) после созерцания ни с чем несравнимого Божеского естества» (Душа и ангел. С. 24–25).
В этом же смысле свт. Феофан объясняет и др. места из творений святых отцов, где говорится о телесности ангелов, и в частности из «Духовных бесед» прп. Макария Великого: «Всякая тварь: и ангел, и душа, и демон по собственной природе своей есть тело, потому что, хотя и утончены они, однако же в существе своем, по отличительным своим чертам и по образу, соответственно утонченности своего естества суть тела тонкие, тогда как... наше тело в существе своем дебело» (Macar. 4. 2).
В то же время сам еп. Феофан в цитируемом сочинении пишет: «Действительность их (ангелов.– М. И.) непременно должна проявляться где-либо. Они существуют где-либо, но не занимают пространства» (С. 174). Правда, несколько позже он скажет, что ангелы, «не оформляясь в пространстве... не имеют очертаний. Не имея очертаний, не имеют вида» (Там же).
Существовать где-либо и в то же время не иметь очертаний – это, пожалуй, наиболее трудное место в представлениях свт. Феофана о природе ангелов. Указание на местопребывание, хотя и неопределенное («где-либо»), ангельской природы должно было бы предполагать наличие у нее «очертаний», что в свою очередь открывало бы возможность для постановки вопроса о некой телесности ангелов, хотя и не подчиненной, по справедливому замечанию еп. Феофана, пространству, т. к. пространство – это категория не духовного, а вещественного мира. Однако свт. Феофан, вопреки мнению многих отцов Церкви, не видит никакой возможности для постановки такого вопроса.
Ангельская природа не подчинена законам физиологии (Мф 22. 30). И хотя в Книге Товита сказано, что невесту Товии «любил демон» (6. 15), этот библейский текст, по свидетельству толкователей (см.: Лопухин. Толковая Библия. Т. 3. С. 346), повествует не о плотской любви демона, а о его диавольской ненависти. Такую ненависть проявляют к человеку злые духи, именуемые в аскетической литературе «бесами блуда».
Мнение о возможности половых связей между ангелами и людьми было распространено среди некоторых отцов и учителей Др. Церкви. Его придерживались св. Иустин (Apol. II 5), Климент Александрийский (Strom. VI 1. 10), Афинагор (Legat. pro Christ. 24), Тертуллиан (De orat. 22; De cultu fem. 2) и др.
В соответствии с этим мнением они толковали, напр., следующий библейский текст: «Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал... В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим...» (Быт 6. 1–2, 4).
В этом тексте под «сынами Божиими» они понимали ангелов, поскольку ангелы в Священном Писании действительно иногда называются «сынами Божиими» (см., напр., Иов 1. 6). Такое довольно странное представление об ангелах было навеяно языческой мифологией, в соответствии с которой и философ Платон, напр., производил от сожительства богов с людьми героев, а также апокрифической литературой (см. Еноха книгу и Юбилеев книгу).
Отцы Церкви, известные своими экзегетическими трудами, свт. Иоанн Златоуст (In Gen. XXII), прп. Ефрем Сирин (In Gen. 6), блж. Феодорит (Rect. conf. 7), св. Кирилл Иерусалимский, блж. Иероним, блж. Августин и ряд др. эгзегетов под «сынами Божиими» разумеют благочестивое племя «сифитов»: при исчислении потомства Сифа в Быт 4. 25, 26 ; 5. 1–3 во главе племени поставлено имя Бога, при Еносе люди этого племени «начали призывать имя Господа [Бога]» – сифиты представляются, т. о., как бы «детьми Бога» (Лопухин. Толковая Библия. Т. 1. С. 44–45, 39; Сильвестр [Малеванский], еп. Догматическое богословие. Т. 3. Ч. 1. С. 165–166).
Поскольку ангелы не имеют физиологических потребностей, они не нуждаются в вещественной пище. И хотя манна, которой еврейский народ питался во время своего пребывания в пустыне, названа в Псалтири «хлебом ангельским» (77. 25), это выражение не следует понимать буквально. Блж. Феодорит считает, что «ангельским» хлеб (т. е. манна) назван потому, что «при служении ангелов дарована манна. А естество бесплотное не имеет нужды в пище» (Творения. Ч. 1. С. 125). Эта же пища названа «хлебом небесным» (Пс 77. 24), поскольку символизировала собой помощь свыше, оказываемую народу в трудных условиях его кочевой жизни.
Не нуждаясь в вещественной пище, ангелы пребывают в блаженном созерцании Бога, «насколько для них возможно,– пишет прп. Иоанн Дамаскин,– и имеют это пищею» (Точное изложение. С. 48).
«Ангелы... на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф 18. 10),– возвестил Иисус Христос, свидетельствуя этим об их особой близости к Богу. Они непосредственно причащаются Божественного Света и постоянно пребывают в благодати Божией. Сам Господь называет их «святыми» (Мф 25. 31).
Ангелы, пишет прп. Иоанн Дамаскин, «трудно склоняемы ко злу, хотя не непоколебимы; но теперь даже и непоколебимы – не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу» (Точное изложение. С. 48). Этого состояния своей природы они достигли на путях служения Богу и добровольного исполнения Его воли. Пребывая в таком состоянии, они радуются раскаянию каждого грешника и возвращению его к Богу (Лк 15. 10).
Возможности ангельской природы ограниченны. И хотя она превосходит природу человека «крепостью и силою» (2 Петр 2. 11) и позволяет совершать необычные действия (за одну ночь ангел уничтожил все войско ассирийцев (4 Цар 19. 35), а при воскресении Иисуса Христа «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф 28. 2–3), тем не менее ангелы не постигают Божественной сущности, которую знает только Сам Бог (1 Кор 2. 11; ср., напр:
«Серафимы... покрывая верхними крыльями мнимые свои лица, нижними же ноги, а находящимися по обе стороны летая, знаменуя этим изображением, как истолковали богоносные отцы, что нет возможности ни для какого созданного естества, хотя бы оно было и ближайшее, постигнуть что-либо из сокровенных и непостижимых таин бесконечно высочайшего Божественного и блаженного естества» – Максим Грек, прп. Творения. Ч. 2. С. 183), и даже могут не знать будущего, если оно не будет им открыто Богом.
Ангелам неизвестно время Второго пришествия Иисуса Христа (Мк 13. 32). Искупление человеческого рода, совершенное Спасителем, для них является тайной, в которую они желают проникнуть (1 Петр 1. 12), причем постижение этой тайны совершается ими «через Церковь» (Еф 3. 9–10).
Обобщая отмеченные библейские свидетельства, еп. Феофан Затворник замечает: «Ангелы, в блаженном созерцании Божества сущии, конечно, знают многие из тайн премудрости Божией, но не все, а (лишь те), какие бывают им открываемы. Планы премудрости Божией в мироправлении и искуплении в Боге сокрыты и открываются ангелам, поскольку сие нужно для исполнения даемых им повелений. Многое же из них, особенно сокровенные причины, дальнейшие цели и то, как что будет по приведении планов в исполнение, остается сокровенным от них. Узнают они это уже из самих событий. События открывают им и тайны, лежащие в основе их» (Толкование Послания св. ап. Павла к Ефесянам. М., 1893. С. 221).
Преуспеяние ангелов в познании совершается одновременно с их преуспеянием в духовной жизни. «Все сотворенные существа,– пишет прп. Иоанн Лествичник,– получили от Создателя чин бытия и начало, а для некоторых и конец предназначен, но добродетели конец беспределен... и ангелы... не пребывают без преуспеяния, но всегда приемлют славу к славе и разум к разуму» (Иоанн, прп. Лествица. Серг. П., 1908. С. 203).
Количество ангелов.
Существует бесчисленное множество ангелов, о чем неоднократно свидетельствует Священное Писание (Дан 7. 10; Откр 5. 11; Мф 26. 53; Лк 2. 13; Евр 12. 22 и др.). Свт. Иоанн Златоуст убежден, что есть «мириады мириад ангелов, тысячи тысяч архангелов, престолы, господства, начала и власти, бесчисленные сонмы бестелесных сил и неисповедимые роды их» (Contr. Anom. II 4).
Свт. Кирилл Иерусалимский, сравнивая количество обитателей мира земного с миром небесным, замечает: «Населяемая земля есть как бы точка среди этого единого неба. И объемлющее землю небо имеет такое множество обитателей, какова его широта. Небеса же небес населены несравненно большим числом. Если написано «тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан 7. 10), то не потому, что таково именно число, но потому, что Пророк не мог и сказать большего числа» (Catech. XV 24), которое, согласно «Ареопагитикам», «превосходит малый и недостаточный счет употребляемых нами чисел» (CH XIV).
При сравнении количества людей и ангелов некоторые отцы Церкви (свт. Кирилл Иерусалимский, свт. Григорий Нисский, свт. Григорий Великий (Двоеслов) прибегали к притче Спасителя об овцах (Лк 15. 3–7; см. Потерянная овца), из которой заключали, что 99 незаблудившихся овец символизируют собой количество ангелов, а одна заблудившаяся – количество людей.
Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после их смерти. «Есть без сомнения и другие силы,– пишет свт. Иоанн Златоуст,– которых мы не знаем по именам... Есть, конечно, ангелы и архангелы, престолы и господства, начала и власти, однакож не они одни составляют всех жителей небесных; их – целые... неисчислимые поколения, которых не может изобразить никакое слово. А откуда видно, что сил более вышеупомянутых и что есть силы, которых и имен мы не знаем? Павел, сказав то, упоминает и об этом, когда говорит о Христе: посадил Его превыше всякаго начальства и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем (Еф 1. 21). Видите, что есть какие-то имена, которые будут известны там, но которые теперь неизвестны» (Contr. Anom. IV 2).
Небесная иерархия.
Небесные силы составляют «ангельский собор» (задостойник на литургии св. Василия Великого), а люди – «человеческий род» (Там же). «Поэтому,– замечает В. Н. Лосский,– единство ангельского мира совершенно отлично от нашего единства. Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них – отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое... (но.– М. И.) гармоническое» (Догматическое богословие. С. 161–162).
В основе «гармонического» единства ангелов лежит иерархический принцип. На это указывает ап. Павел (Еф 1. 21; Кол 1. 16) и многие отцы и учители Церкви. Строй «небесной иерархии» подробно описан в «Ареопагитиках»: ангельская иерархия состоит из 3 триад: 1. серафимы, херувимы, престолы; 2. господства, силы, власти; 3. начала, архангелы, ангелы (CH VI 2).
В «Ареопагитиках» подчеркивается символический характер иерархии духовного мира, ибо, «сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия,– в точности знает это один Бог, Виновник их иерархии» (CH VI 1).
Строй небесной иерархии не может быть выражен только в числовых соотношениях, и к нему неприемлем лишь арифметический (нумерический) подход. Триадическое построение ангельского мира символизирует его совершенный порядок и гармонию. Оно указывает, что гармония и порядок в этом мире не случайны; в своей основе они имеют Божественное Единство, которое и само выражается через числовое соотношение Единицы и Троицы. Божественная Единица тождественна Троице, поэтому вся существующая множественность, в т. ч. и множественность ангельского мира, несет на себе печать как единства, так и троичности.
Единица обусловливает единый характер всей небесной иерархии, а принцип троичности отражается в триадическом построении иерархических ступеней. Однако ни единица, ни троица, ни к.-л. др. число не в состоянии адекватно выразить тайну Божественного творения, поэтому число, использованное автором «Ареопагитик» при описании небесной иерархии, символично.
Символичны и имена небесной иерархии. Они обозначают богоподобные свойства ангелов, входящих в каждую триаду.
Так, серафимы (евр. – горящие, пламенеющие) отличаются пламенной любовью к Богу и обладают светоносной силой, способной изгонять мрак греха и порождать ревность о славе Божией.
Херувимы (евр. – предположительно, колесницы) являются таинственной колесницей Господа Саваофа, на которой, как неоднократно свидетельствует Священное Писание, Всевышний «восседает» (Пс 79. 2; 98. 1; 1 Цар 4. 4; 2 Цар 6. 2; Иез 1. 4–26), и исполняют Божественные повеления (напр., херувим был поставлен «охранять путь к дереву жизни» (Быт 3. 24).
Престолы отличаются незыблемостью и неизменностью в восприятии Божественного света; они открывают себя для Божественных озарений. В гимнографии они называются «разумными престолами», на которых «почивает» Бог (стихира на «Господи, воззвах» в праздник Рождества Богородицы).
Господства всегда устремлены к «Господу господствующих»; они постоянны в своей свободе и не подвержены никаким тираническим влечениям.
Наименование ангелов «силами» означает сообщенное им непреоборимое мужество, которое отражается на всех их богоподобных действиях. Силы – носители образа Всесильного Бога, и им свойственно сообщать Божественную силу нижестоящим существам.
Власти посредством полученного ими могущества устрояют премирное духовное владычество и символически являют своим служением природу подлинной власти, которая выражается не в господстве, а в любви.
Имя входящих в низшую триаду ангелов – начала (начальства) – происходит от их обращенности к Безначальному Началу и их способности выражать Его в мировом строе начальствующих сил.
Архангелы осуществляют в духовном мире невидимое водительство, хранят его единство и открывают людям тайны домостроительства Божия. Известны несколько личных имен архангелов: Михаил и Гавриил упоминаются в канонических библейских книгах; Рафаил, Уриил, Салафиил и Иеремиил – в книгах неканонических; Иегудиил и Варахиил хранятся в церковном предании.
Ангелы завершают строй небесной иерархии; через них Божественный благодатный свет нисходит на землю. Их отличает особая близость к людям (ангел-хранитель).
В системе «Ареопагитик» все 3 триады находятся в жестком соподчинении. Поэтому ангелы, занимающие в ней более низкое положение, могут общаться с Богом и получать от Него благодатные дары только посредством вышестоящих ангелов. Соответственно и человек может непосредственно общаться только с последним чином ангелов 3-й триады.
Жестко закрепленный принцип иерархического посредничества – это то, что является самым уязвимым в небесной иерархии «Ареопагитик». «Ветхозаветная ангелология,– замечает по этому поводу протопресв. Иоанн Мейендорф,– сложна и никак не укладывается в иерархию Дионисия. Так, например, серафим в Книге пророка Исаии является непосредственным посланником Бога. Церковь чтит архангела Михаила как главу небесного воинства... однако в системе Дионисия архангельский чин – один из низших в небесной иерархии» (Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Н.-Й., 1985. С. 291).
В отличие от автора «Ареопагитик» некоторые отцы и учители Церкви приводят др. порядки перечисления ангельской иерархии и даже др. имена ангельских чинов, хотя в большинстве случаев число ступеней небесной иерархии также равняется 9. В 8-й гл. Апостольских постановлений (Апост. Постановл. С. 269, 274) содержится 2 перечня чинов духовного мира. Как в 1-м, так и во 2-м приводится последовательность небесной иерархии, отличная от той, которая дана в «Ареопагитиках».
Кроме того, в 1-м описании наряду с уже известными 9 наименованиями встречается 10-е – «вечное воинство». По мнению толкователей, оно используется не в качестве наименования отдельной иерархической ступени, а как общее имя для многих (или для всех) чинов. Во 2-м варианте небесной иерархии Постановления опускают «господства» и вместо «вечного воинства» включают «веки» (греч. aiones – эоны) и «воинства» как раздельные имена. В 7-й гл. Постановлений порядок иерархических степеней открывается воинством ангелов и умных духов (С. 231), за которыми перечислены уже известные имена.
Прежде чем приступить к описанию иерархических ступеней духовного мира, свт. Григорий Богослов указывает, что этот мир настолько таинствен и непостижим, что его описание вызывает «кружение в слове» (Sermo 28). Человеческий ум приходит в трепет, когда приступает к «небесным красотам» умной иерархии. Порядок, в котором святитель излагает ангельские иерархические ступени и даже некоторые имена ангельских чинов, весьма своеобразен: ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, светлости, восхождения, умные силы (Ibidem). Последние 3 наименования, по-видимому, относятся к херувимам, серафимам и небесным силам.
Почитание ангелов.
В истории Др. Церкви имели место случаи, когда почитание ангелов возводилось в разряд идолослужения. О них уже было известно ап. Павлу (Кол 2. 18–19). Противниками апостола, по-видимому, были нарождающиеся гностики, с которыми пришлось бороться святым отцам II–IV вв. В комментарии на 35-е прав. Лаодик. Собора отмечено, что допускавшие такие формы идолослужения молились не «Богу и Христу, а только ангелам, аки бы творцам и правителям мира». Указанное правило такой образ почитания ангелов осуждает, а почитателей – идолопоклонников – анафематствует (т.н. Ангелиты).
Православная Церковь, в отличие от протестант. деноминаций, запретивших молитвенное обращение к ангелам, заповедует почитать их так же, как почитаются в Церкви святые люди, и иметь с ними молитвенную связь как со служителями Св. Троицы. Праздник в честь ангелов Церковь совершает 8 нояб. и чтит их память в каждый понедельник.
Гимнография.
Упоминания ангелов часты в гимнографических (песнопения) и евхологических (молитвы) богослужебных текстах. В Типиконах, используемых ныне в РПЦ и греческой Церквах, указаны несколько памятей архангелов и ангелов: чудо архангела Михаила в Хонех – 6 сент., собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – 8 нояб., собор Архангела Гавриила – 26 марта (на др. день после Благовещения) и 13 июля (по всей видимости, в память освящения храма во имя архангела Гавриила в Константинополе в IX в.).
Согласно иерусалимскому Канонарю VII в. (см. Иерусалимское богослужение), память архангелов Михаила и Гавриила совершалась 14 нояб.; в Александрийской Церкви – в один из дней 12, 13 или 14-го нояб.
Основная память – 8 нояб., она была включена в месяцеслов древней Вост. Церкви уже на раннем этапе его формирования (Сергий (Спасский). Месяцелов. Т. 2. C. 348) и затем регулярно фиксировалась в различных соборных (иерусалимских и к–польских) и монастырских уставах, а также в богослужебных книгах студийской и иерусалимской редакций (см. Михаил, архангел; разд. «Гимнография»).
Память Небесных Сил бесплотных отмечена также в системе Октоиха, где она является 2-й литургической темой понедельника.
Среди текстов понедельника во всех 8-ми гласах им посвящены 3 стихиры на Господи воззвах (2-й цикл стихир), канон утрени, обычно атрибутируемый Феофану, тропарь на блаженнах. Акростихи канонов: «Первое ангелам пение» (1-го гласа), «Пою хвалу лику ангельскому» (2-го гласа), «Творю третье пение бесплотным» (3-го гласа), «Пение ангелам пятое» (5-го гласа), «Шестое бывает умных пение» (6-го гласа), «Бесплотных похвалу седьмую ношу» (7-го гласа).
На литургии понедельника (при будничной службе) поются «дневные» тропарь (Небеныхъ воинств архистратизи) и кондак (Архестратизи Божии; употребляется также на повечерии и изобразительных) Небесных Сил бесплотных, ангелы упоминаются в светильне утрени (Небо звездами), в прокимне, аллилуиарии и причастне литургии и проч. (Крашенинникова О. А. К истории формирования седмичных памятей Октоиха // БТ. Сб. 32. С. 260–268).
Кроме последований и текстов, вошедших в печатные богослужебные книги, по неизданным греческим рукописям XI–XV вв., хранящимся в б-ках христианского Востока, известно 23 канона ангелам гимнографов Иосифа, Феофана, св. Иоанна Мавропода, Евфимия, Иоакима, Иоанна Ангела, Германа, Авраамия, протоспафария Антиохийского (Tameon. N 186–208. S. 82–88). Известны акафист архангелу Михаилу Константинопольского Патриарха Исидора I Бухираса (1341–1349) и акафист (изд. 1855), заимствованный из униатской практики и отредактированный архиеп. Херсонским Иннокентием (Борисовым).
Гимнографические и евхологические тексты упоминают ангелов в их отношении к Богу: Господь именуется Богом ангелов – «Боже и Господи сил» (молитва 6-го часа), они предстоят Ему – «предстоят Тебе_ тысящи архангелов и тьмы ангелов, и херувими и серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиеся пернатии» (анафора литургии свт. Иоанна Златоуста), служат Ему и воспевают Его.
Согласно гимнографическим произведениям, ангелы являлись свидетелями и участниками многих событий, описываемых в Ветхом Завете и Новом Завете. Примеры из гимнографии праздников христологического цикла: «днесь ангели Младенца рожденнаго боголепно славословят» (стихира по 50-м псалме утрени Рождества Христова), «лик ангельский да дивится чудеси ... Егоже бо трепещутъ небесныя силы, ныне старчи объемлют руци» (седален по 1-м стихословии утрени Сретения Господня), и т. д.
Ангелы воспевают Пресвятую Богородицу, «Честнейшую херувимъ и славнейшую без сравнения серафим» (ирмос 9-й песни трипеснца Великой пятницы), и участвуют в событиях Ее жизни.
Ангелы принимают непосредственное участие в богослужении – «Радуются ангели на небеси, и веселятся человецы на земли» (стихира на литии вечерни Воздвижения Креста Господня); молятся за людей Богу; к ангелам обращаются с просьбой о заступничестве перед Господом.
Монашество называется ангельским образом (Схима), это сопоставление пронизывает все последования пострижений, поэтому преподобные в богослужебной поэзии метафорически сопоставляются с ангелами – «ангельски отче, пожил еси: тем со ангелы ликует дух твой» (тропарь 8-й песни канона утрени Общей службы преподобному).
Ангелам уподобляются и священнослужители: «служащие Господу земные иереи подобны мысленным служительным чинам бесплотных и вышних сил» (Герман, свт. Сказание. 6).
Люди, достигшие святости, получали дар видения ангелов – «Христа Господа во храме со архангелы и ангелы видети сподобивыйся» (стихира на стиховне службы прп. Серафима Саровского).
Чрезвычайно широко употребляются в богослужении песни, воспетые ангелами Богу («ангельские песни») – «Свят, Свят, Свят» (Ис 6. 3) и «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк 2. 14). 1-я («трисвятая песнь») употребляется или непосредственно – в анафорах большинства литургий (см. Sanctus), в гимне «Тебе, Бога, хвалим», в троичных песнях утрени и полунощницы,– или в форме трисвятого («Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас»), которое читается или поется во время почти всех служб православной Церкви; 2-я песнь служит начальным стихом утрени и литургии, входит в состав утреннего славословия (Великое славословие, Слава в вышних Богу). Обе песни часто цитируются в гимнографических текстах.
Иконография.
В раннехристианском искусстве известно несколько типов иконографии ангелов, восходящих к античным образам крылатых гениев, эротов, Ники.
Одно из самых ранних изображений ангела представлено в сцене Благовещения в катакомбах Присциллы в Риме, сер. III в. – юноша в белой тунике и паллиуме, бескрылый.
В IV в. подобный тип ангела, изображаемого без крыльев, довольно устойчив и встречается в росписях катакомб на библейские сюжеты: «Явление трех Ангелов Аврааму», «Явление Ангела Валааму» и «Видение лествицы Иакову» в катакомбах на Виа Латина в Риме, сер. IV в.; «Товия и Ангел» в катакомбах на Виньо Массимо, сер. IV в.; также в сцене небесной Трапезы в гробнице Винсента и Вибии на Виа Аппия в Риме, нач. IV в. и на саркофаге в церкви Сан-Себастьяно в Риме, IV в. (на последнем ангел – средовек с бородой).
Крылатый ангел (символ евангелиста Матфея) впервые был изображен на мозаике конхи апсиды в базилике Санта-Пуденциана в Риме, кон. IV в.
Оба типа ангелов, крылатые и без крыльев, представлены в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, 432–440 гг. (в композиции на триумфальной арке – крылатые, в нефе в сцене «Гостеприимство Авраама» – бескрылые) и церковь Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г. (на триумфальной арке ангелы, несущие в медальоне крест – крылатые, в пресвитерии в сцене «Гостеприимство Авраама» – бескрылые).
С V в. ангелы изображаются, как правило, крылатыми, с нимбами, в белых туниках с клавами и белых паллиумах, в легких римских сандалиях. Они представлены по сторонам Богоматери с Младенцем (мозаика церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, до 526), поддерживающими мандорлу (Евангелие Раббулы, 586 (Laurent. Plut. 1. Сod. 56)) или медальон с изображением Иисуса Христа (имп. диптих (Барберини), кон. V–нач. VI в. (Лувр. Париж)), креста (диптих св. Лупицина, VI в. (Нац. б-ка. Париж), агнца (мозаика свода купола церкви Сан-Витале в Равенне), медальон с монограммой имени Иисуса Христа (саркофаг, ок. 400 г. (Археологический музей. Стамбул)).
Как архистратиги небесного воинства ангелы могут изображаться в воинских одеждах – в хитоне и плаще с тавлионом (мозаика триумфальной арки церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.). С VII в. известны изображения ангелов в лоратных одениях (в далматике и лоре), в расшитых золотом и камнями сапожках, с лабарумом в руке (церковь Успения Богородицы в Никее, VII в.). Такой тип изображения, где ангелы, облаченные в одежды придворных византийского императорского двора, предстают как стражи Царя Небесного, получает широкое распространение в послеиконоборческую эпоху.
Начиная с XI в. в композициях литургического характера ангелы представлены как диаконы, сослужащие Иисусу Христу (роспись апсиды церкви Св. Софии в Охриде (Македония), 40-е XI в.), так, в сценах Евхаристия, Служба святых отцов, Небесная литургия, Великий Вход ангелы облачены в диаконские одежды, в руках держат чаши, рипиды, кадила, свечи, покровцы. В XIII–XIV вв. получает распространение изображение ангелов в воинских доспехах (в латах) (икона «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», XIII в. (ГММК)).
Тогда же появляется изображение ангела в монашеских одеяниях, основанное на эпизоде из Жития прп. Пахомия Великого. Впоследствии ангел в образе монаха включается в композиции «Страшный Суд» (икона «Страшный Суд», XVI в. (ГТГ)) и «Сотворение ангелов» (икона «Троица в бытии», XVI в. (СИХМ)). В виде ангела изображается София Премудрость Божия и Христос – Ангел Великого Совета.
В позднесредневековый период была широко распространена иконография «Собор ангельских сил», представляющая единение ангелов под предводительством архангелов Михаила и Гавриила для защиты Божиего Престола. В иконах типа «Достойно есть» сонмы ангелов в различных одеяниях символизируют Силы Небесные. В кон. XVII в. в русском искусстве получает распространение образ ангела-хранителя.
Ангелы изображаются в ветхозаветных сценах, в теофанических видениях, включаются в композиции протоевангельского цикла, двунадесятых праздников. Как правило, изображения ангелов сопровождаются надписью «Ангел Господень» или «Ангелы Господни».
Символическое значение имеют одежды ангелов. Согласно «Ареопагитикам», «светлая и огнеподобная» одежда означает «Богоподобие и силу освещать сообразно с их состоянием на небе» (CH XV 4). Клавы и тавлионы подчеркивают значительность чина, занимаемого ангелами в небесной иерархии. Свободно развевающиеся концы головных повязок-тороков (слухов) свидетельствуют о предназначении ангелов слышать волю Божию. В качестве атрибутов, сопровождающих ангельские образы, приняты лабарумы с написанными на них словами Трисвятой песни, и зерцала – прозрачные шары-сферы, посредством которых ангелы, не смея взирать на Бога, созерцают Его отражение.
На зерцалах обычно пишется имя Бога (IC XC), изображается Предвечный Младенец Еммануил или голгофский крест.
Жезлы означают «царское и владычественное достоинство и прямое всего исполнение» (CH XV 5).
Посохи – знак того, что ангелы являются посланниками Бога. В руках они могут также держать мерила, свитки, венцы, факелы, орудия страстей, медальон с изображением Христа Еммануила (в композиции «Собор Небесных Сил бесплотных»).
Кратко из Евангельской истории праздника Троицы
Отдохнув после невеселого для Него пасхального празднования, сопровождавшегося распятием, Христос еще раз внимательно осмотрелся, грустно неспешно оценил полную людской жадности, трусости, лицемерия и лживости земную реальность, с горечью вспомнил троекратное публичное отречение от Него Апостола Петра и все прочие жалкие деяния и трусливые предательства Его Апостолов, в которых Он столько лет вкладывал Свою душу, учил Доброте, но ни один из них, спрятавшись в испуге, даже не пришел к горестному кресту... Затем подвел в душе итоги своего Пришествия и на 40-й день принял решение о Вознесении обратно на Небеса Обетованные, на коих Он дотоле вечно пребывал в радости и божественном духовном покое.
На 50-й день после Пасхи (на 10-й день после Вознесения Христова, Троица) Его Апостолы создали Христову Церковь, которая
в стремлении к власти и обогащению творила и ныне творит много всего разного,
чем каждодневно убеждает Христа в безошибочной правильности Его решения о Вознесении.
Потому ожидать второго Христова пришествия не приходится, ибо Бог Иисус Христос за годы жизни среди людей обрел должное знание людской Истины и с тех пор иметь какое-либо общение с недостойными более не желает. Лицемерием и ложью Бога уже не обмануть, а быть иными люди никогда не смогут.
После случившегося Христова Пришествия люди стали навечно Спасены от обращения на них всякого Божиего внимания — наблюдать мерзости Бог не любит. С тех пор всякий, вещающий якобы от Имени Бога, есть пустой лжец, "забывший", что всемогущий Бог, Творец всего Божьего мира, не немощен и не нем, и немым никогда не был, и в самозванных прислужниках не нуждается.
Если когда-то Бог сочтет нужным, Он явит свое Божие Слово сам, минуя всяких ничтожных перед Ним лукавых "помощников". Хотя для навсегда покинутого Богом людского мира, вызвавшего у Него лишь брезгливое отвращение, такое вряд ли когда случится.
Читайте полные тексты всех
четырех канонических Евангелий.
См.
Тайна Марии Магдалины — как произошло Воскресение Христа.
Также см.
О Божественной мудрости устройства мира.
ПРИМЕЧАНИЕ. Неподготовленным к чтению весьма многосложных текстов
четырех Евангелий, советуем начать изучение христианства с прочтения замечательного сочинения Георга Вильгельма Фридриха Гегеля "Жизнь Иисуса", в котором обобщено содержание канонических Евангелий. К тому же, это сочинение написано прекрасным понятным языком, что другим философским работам Гегеля не свойственно.