Классика мировой кулинарии
Польские блюда - 1
|
|
Великолепные Домашние Блюда
SUPERCOOK.ru
- многофункциональный ресурс для начинающих и опытных
Электронное периодическое издание Большой Домашней Кулинарии SUPERCOOK.ru
Россия, Москва
Выходит с 20 ноября 2004 года
|
|
Пользуйтесь в своей ежедневной и праздничной практике рецептами на странице
Большой Кулинарный Словарь
|
|
|
Именины и праздники в ближайшие дни
ИМЕНИНЫ
Календарь именин - именины, православные праздники, посты
4 ноября
- Аверкий, Александр, Анна, Антонин, Анфиса, Гликерия, Денис, Ексакустодиан, Елизавета, Иамвлих, Иван, Ираклий, Карл, Константин, Лот, Максимилиан, Мартиниан, Павел, Руф, Фёдор, Феодотия.
5 ноября
- Елисей, Игнатий, Максим, Никифор, Яков.
6 ноября
- Акакий, Арефий (Арефа), Афанасий, Елезвой, Иван, Нердон, Папий (Папа), Синклитикия (Секлетея), Сисой, Феофил.
ПРАЗДНИКИ и ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
4 ноября
- День народного единства
- Всемирный день мужчин
- День национального единства Италии
- Праздник Девятнадцатого Дня - Гудрат (праздник бахаи)
- Подорожница (оккультный праздник)
Приведенный ниже оберег надо читать не только всякий раз отправляясь в долгую дорогу,
но и раз в году, на всякий случай, прочитать этот оберег не помешает.
Оберег от аварии
"В начале было слово. Слово было к Богу, и Бог был сам это слово. Заговариваю я, (имя), свою дорогу, все камни на ней, овраги, ухабы, каждую предательскую кочку.
Сказано в "Старом Завете": "Через кровь Адама произошла смерть". Сказано в "Новом Завете": "Через кровь Христа родилась жизнь".
Боже страшный, Боже чудный, Боже живой и вышний, Ты много дорог видел, никто Тебя в этих путях не обидел, крови Твоей не пролил, тело Твое не погубил. Был Ты ангелом сохранен, Богом Отцом защищен. Спаси и меня от всех зол на моем пути. Сохрани, сбереги и защити.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь."
5 ноября
- День военного разведчика в РФ
- День работников гражданской авиации в Белоруссии
6 ноября
- День судебного пристава в РФ
- День блаженного Нуну в Португалии
День прославления блаженного Нуну празднуется очень широко, поскольку это имя весьма почитаемо в Португалии на продолжении многих веков.
Будучи незаконнорожденным сыном Алвару Гонсалвеша Перейры, настоятеля ордена госпитальеров, некогда он имел мирское имя - Алвареш Перейра - и был блестящим португальским генералом, сыгравшим решающую роль в разрешении смуты в конце XIV века и утверждении независимости Португалии от Кастилии. Еще при жизни он получил прозвище «Святой Коннетабль».
За свою отвагу и верность он получил немало титулов и регалий от Дона Жуана, ставшего королем Португалии. Однако после смерти супруги Перейра оставляет светскую жизнь и уходит в монашество, основав монастырь Божьей матери Кармской в Лиссабоне и приняв имя Нуну Святой Марии (Nuno de Santa Maria). Там он и жил до самой своей смерти в 1431 г.
Не забывайте поздравить
своих близких, друзей и знакомых
и вместе с ними отметить событие
за веселым праздничным столом!
| |
|
|
При приготовлении блюд для детского питания острые специи не добавляются!
У детей вкусовые рецепторы настолько чувствительны,
что специи им или не нужны, или просто неприятны.
И, по возможности, в питании следует заменять сахарозу на фруктозу, глюкозу и мед.
|
Классика мировой кулинарии
Национальные блюда, ставшие основой мировой кулинарии
ПОЛЬСКИЕ БЛЮДА
Часть 1-я
САЛАТ ОВОЩНОЙ
Ингредиенты:
- картофель 150 г,
- морковь, яблоко по 60 г,
- коренья сельдерея и петрушки по 70 г,
- грибы маринованные, фасоль сухая по 40 г,
- огурец соленый 50 г,
- яйца 4 шт.,
- майонез 100 г,
- сахар 5 г,
- горчица, уксус по 10 г,
- перец, соль по вкусу,
- помидоры свежие, листья зеленого салата для оформления.
Приготовление
Яйца сварить вкрутую. Фасоль предварительно замочить, отварить и охладить. Картофель, морковь и белые коренья отварить и очистить.
Подготовленные овощи, яйца (одно отложить для оформления), яблоко, огурец и грибы нарезать мелкими кубиками, добавить фасоль, майонез (немного оставить для заливки), соль, сахар, горчицу, уксус, перец и все перемешать.
Салат уложить в салатник, залить майонезом, украсить кружочками вареного яйца, помидоров и листьями зеленого салата.
ОСЕТРИНА С ОВОЩАМИ ПОД ЛАНСПИГОМ
Ингредиенты:
- осетрина 250 г,
- морковь 50 г,
- картофель 90 г,
- горошек зеленый консервированный 50 г,
- желе 150 г,
- майонез 50 г,
- зелень 10 г,
- соль по вкусу.
Для желе:
- желатин 6 г,
- бульон рыбный 150 г.
Приготовление
Приготовление желе. Желатин замочить в половине нормы холодного бульона и оставить до полного набухания. Когда желатин набухнет, растворить его в оставшемся горячем бульоне. В формочку влить часть охлажденного до 12—14°С желе и дать ему застыть.
Осетрину отварить в подсоленной воде, бульон слить и охладить. На подготовленный слой желе уложить кусочки осетрины, украсить их отварными овощами, консервированным зеленым горошком, зеленью, залить оставшимся охлажденным желе и поставить на холод.
При подаче блюдо выложить на тарелку. Для этого форму на несколько минут опустить в теплую воду и встряхнуть.
Отдельно подать майонез.
ПОМИДОРЫ, ФАРШИРОВАННЫЕ ЗЕЛЕНЫМ ГОРОШКОМ И ВЕТЧИНОЙ
Ингредиенты:
- помидоры 450 г,
- горошек зеленый консервированный 120 г,
- ветчина 100 г,
- майонез 75 г,
- соль по вкусу.
Приготовление
У помидоров срезать верхушку и сделать углубление для фарша. Ветчину нарезать кубиками, соединить с зеленым горошком, заправить майонезом и посолить.
Полученной массой наполнить помидоры так, чтобы сверху фарш поднимался горкой.
Оформить сеткой из майонеза, ломтиками помидоров и зеленым горошком.
По традиции борщ в Польше приправляют грибами. Считается, что для этого достаточно одного гриба — отсюда и польская поговорка «Два гриба в одном борще!», что соответствует русскому выражению «Всё хорошо в меру».
КРАСНЫЙ БОРЩ С УШКАМИ
Ингредиенты:
- вода 1,5 л,
- свекла 400 г,
- морковь, коренья сельдерея и петрушки, лук-порей, лук репчатый по 50 г,
- грибы сушеные 60—80 г,
- квас свекольный 0,5 л,
- перец черный горошком 10 шт.,
- перец душистый горошком 2 шт.,
- чеснок 1 зубчик,
- лавровый лист,
- сахар, соль по вкусу.
Для свекольного кваса:
- свекла 1,5 кг,
- вода 2 л,
- хлеб ржаной 100 г.
Приготовление
Приготовление свекольного кваса. Тщательно промытую свеклу очистить, нарезать тонкими ломтиками, уложить в стеклянную банку емкостью 3 л и залить чуть теплой водой. Сверху положить кусок ржаного хлеба. Банку обвязать марлей и поставить в теплое место. Через 2— 5 дней осторожно снять образовавшуюся на поверхности пену, перелить квас в чистые бутылки и плотно закрыть.
Хранить квас в прохладном месте.
Свеклу очистить, нарезать тонкими ломтиками и сварить вместе с другими овощами с добавлением специй. Отдельно сварить сушеные грибы.
Овощной и грибной отвары процедить сквозь сито и соединить, добавить свекольный квас и довести до кипения, но не кипятить. Приправить растертым с солью и сахаром чесноком.
Подать с ушками (по 6—8 на порцию – см. ниже), залив их горячим борщом.
Ушки
Ингредиенты:
Для начинки:
- грибы сушеные 60 г,
- булка черствая 30 г,
- сухари толченые 20 г,
- лук репчатый 50 г,
- жир 20 г,
- перец молотый,
- соль по вкусу.
Для теста:
- мука 150 г,
- яйцо 1 шт.,
- вода 125 г,
- соль по вкусу.
Приготовление
Приготовление грибной начинки. Грибы промыть и сварить в небольшом количестве воды. Лук нарезать мелкими кубиками и поджарить на жире до светло-золотистого цвета. Булку намочить в воде и отжать. Грибы отцедить от бульона, вместе с булкой и луком пропустить через мясорубку. Добавить толченые сухари, соль, перец, тщательно перемешать.
Из муки, яйца, воды и соли замесить тесто, тонко раскатать, нарезать квадратами со стороной в 3—4 см.
На середину квадратов положить грибную начинку, свернуть их по диагонали и защипать края так, чтобы один уголок был поднят вверх.
Сварить в большом количестве воды и откинуть на дуршлаг.
ЩИ ПО-ПОЛЬСКИ
Ингредиенты:
- кости свиные 200 г,
- грудинка копченая 120 г,
- овощи для бульона (морковь, корень петрушки, лук репчатый в равных количествах) – всего 150 г,
- вода 900 г,
- капуста квашеная 240 г,
- лук репчатый 30 г,
- мука 15 г,
- сало свиное 30 г,
- перец черный молотый,
- соль по вкусу.
Приготовление
Из костей и овощей сварить бульон, процедить. Капусту отжать от рассола, залить кипятком и отварить в закрытой посуде. Готовую капусту соединить с процеженным бульоном.
Лук нарезать кубиками, спассеровать на сале, добавить подсушенную муку, развести небольшим количеством бульона, ввести в щи, прокипятить, посолить и поперчить.
ДЛЯ более выраженного вкуса можно добавить рассол квашеной капусты.
Грудинку нарезать кубиками и положить в готовые щи.
Подать с хлебом и отварным картофелем.
ЧОБРА С КУРИЦЕЙ
Ингредиенты:
- курица 650 г,
- морковь 200 г,
- лук репчатый 100 г,
- яйцо 1/2 шт.,
- рис 40 г,
- масло сливочное 40 г,
- сметана 100 г,
- лимонная кислота разведенная или борш 100 г,
- зелень 15 г,
- соль по вкусу.
Для борша:
- отруби пшеничные 200 г,
- мука кукурузная 100 г,
- хлеб черный (корочка) 50 г,
- вода холодная 100 г,
- кипяток 4,5 л,
- ветка вишни.
Приготовление
Приготовление борша. Пшеничные отруби смешать с кукурузной мукой, развести холодной водой и залить крутым кипятком. Когда смесь остынет, заквасить корочкой черного хлеба. Для аромата положить вишневую веточку.
Хорошо размешать, накрыть полотенцем и поставить в теплое место на сутки для брожения.
Готовый борш процедить.
Курицу сварить в течение 1,5 часа в подсоленной воде, затем вынуть ее из бульона и разрезать на порции. Бульон процедить, довести до кипения, положить в него промытый рис, сварить до долуготовности и добавить пассерованные на масле морковь и лук. За 5 минут до конца варки добавить борш или лимонную кислоту.
Подать с куском курицы.
При подаче заправить яйцом, смешанным со сметаной, посыпать мелко нарубленной зеленью.
ЖУР ИЗ КОПЧЕНОЙ ГРУДИНКИ
Ингредиенты:
- кости говяжьи, грудинка копченая по 300 г,
- вода 1,5 л,
- морковь 50 г,
- лук репчатый 30 г,
- жур 500 г,
- чеснок 8 г,
- соль по вкусу.
Для жура:
- мука ржаная пеклеванная или овсяная 100 г,
- вода 0,5 л.
Приготовление
Жур - польский вариант ржаного кваса; так называется и суп на его основе. Напиток, подобный журу, но из ячменя, был широко распространен в Древнем Риме.
Приготовление жура. Муку развести теплой кипяченой водой (30 гр. С), влить в стеклянную или керамическую посуду и поставить на 2-3 дня в теплое место для брожения.
Жур должен приобрести кисловатый вкус и специфический запах.
Из костей и грудинки с добавлением овощей сварить бульон, процедить, влить в него жур, довести до кипения и посолить. Затем добавить нарезанную кусочками грудинку и растертый с солью чеснок.
Отдельно подать отварной картофель, политый растопленным салом.
Приятного аппетита!
Счастья и радости
за Вашим семейным столом
и во всех событиях Вашей жизни!
|
|
|
|
|
|
|
Информационная
страница выпуска
|
ПОЛЬСКАЯ КУХНЯ
Поляне (одно из славянских племен) обосновались на территории современной Польши в Х веке.
Польская кухня во многом напоминает русскую и украинскую — это и не удивительно: взаимодействие этих славянских народов уходит своими корнями в глубину тысячелетий.
И все же национальная польская кухня имеет свои особенности, исторически определенные принадлежностью поляков к североевропейской культуре
(еще в XIV веке в Кракове был создан один из первых в Европе университетов).
В отличие от восточных славянских народов, покорившихся монголо-татарам, поляки отбили языческое нашествие, заступили захватчикам путь в христианскую Европу и избежали многовекового генетического и культурного смешения с пришлыми азиатскими племенами.
Кроме татар и русских, полякам в их истории приходилось еще отбиваться от украинцев, казаков, турок-османов, австрийцев и шведов.
Даже после завоевания Польши Россией в конце XVIII - начале XIX веков, свободолюбивые поляки неоднократно поднимали национально-освободительные восстания (1794, 1830-31, 1846, 1848, 1863-64 гг.), жестоко и кроваво подавлявшиеся русским царизмом. Ярым противником независимости Польши был А.С. Пушкин, радостно привествовавший подавление восстания 1830-31 гг.
В 1918 году Польша восстановила свою независимость, хотя еще дважды (в 1920 и 1939 гг.) подвергалась военным нападениям большевистской Советской России, затем СССР.
Согласованное пактом Молотова-Риббентропа совместное нападение СССР и фашистской Германии на Польшу в сентябре 1939 года развязало 2-ю Мировую войну. Полный суверенитет Польша обрела в новейшее время после распада зависимого от СССР Варшавского блока. Сейчас польская экономика одна из самых успешно развивающихся в Европейском союзе.
Поляки — большие любители различных закусок, как холодных, так и горячих. В Гданьске, к примеру вам обязательно предложат холодную рыбу под маринадом или под соусом с хреном, или заливную; в Познани предпочитают подавать на закуску холодное мясо: тушеную говядину, ростбифы, паштеты, галантин из птицы; на юге Польши любят ракушки из колбасы с зеленым горошком. Излюбленные мясные блюда поляков — отбивные котлеты, фляки (блюдо из рубцов), зразы, бигос (мясо, тушенное с колбасой, грибами, квашеной и свежей капустой).
Обязательно подаются салаты: овощные, мясные, рыбные, заправленные сметаной, лимонным соком, майонезом. Польский майонез существенно отличается от французского — прежде всего своей густотой: с помощью кондитерского шприца им можно украшать блюда — он сохранит заданный рисунок.
В Польше, как и в других европейских странах, особой любовью пользуются бутерброды. Чего только не кладут на хлеб — мясные салаты и соусы, соленую сельдь и копченую рыбу, творог, сыр и яйца, свежие помидоры, редис и зелень. В любом, даже самом маленьком, староваршавском ресторанчике вам предложат всевозможные бутерброды — открытые, закрытые, слоеные — и даже бутербродные торты.
Славится польская кухня и своими мучными изделиями: разнообразные пироги, кулебяки, блинчики, лазанки, оладьи, пирожные, торты и печенье придутся по вкусу всем гостям.
Очень богат польский стол первыми блюдами: это и бульоны, и крупники, и лимонный суп, и супы из свежих овощей, и супы на основе пива, и щи. Популярен свекольный борщок с ушками (маленькими пельменями с начинкой из мяса и грибов). Однако особая гордость польских поваров — это жур с колбасой или грудинкой.
Журом называется ржаная мука, залитая водой и заквашенная в течение двух дней, а также суп, приготовленный на ее основе.
К журу обязательно подают картофель, политый растопленным свиным жиром.
Характерной особенностью приготовления польских первых блюд является то, что многие заправочные супы, например рассольник или борщ, подают в процеженном виде, без овощей, но с различными гарнирами: гречневой кашей, всевозможными пирожками, кулебяками, гренками, ушками, вареным мясным фаршем.
4 ноября - День народного единства в РФ или День освобождения Москвы от поляков
(впрочем, в те времена никаких "поляков" еще не было, и во всех летописях тех лет проклятых славянских захватчиков Москвы, т.е принадлежавших к славянскому племени "поляне", именовали "литовцами")
Пожарский, Минин, Гермоген,
или Спасённая Россия.
Слог дурен, тёмен, напыщен —
И тяжки словеса пустые.
А.C. Пушкин
Освобождение Москвы от поляков
Как каждый человек хочет выглядеть на фотографии получше, так и всякий народ хочет иметь историю более значительную и героическую, чем она была на самом деле.
Вот такую "парадную" Историю Государства Российского и сочинил в XIX веке царедворец Карамзин, а фундаментальная история России, написанная в XVIII в. М.В. Ломоносовым, сразу после его смерти была изъята и канула в Лету, как весьма неудобная.
«В Смутное время войско Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов», записано в нынешних учебниках российской истории.
Однако уместен вопрос, почему об этих освободителях Москвы вспомнили лишь в XIX веке благодаря стараниям Карамзина?
Из кого состояло войско Минина и Пожарского? И кто такие сами Минин и Пожарский?
В учебниках истории имена Минина и Пожарского упоминаются только в связи с освобождением Москвы, и затем исчезают, как будто их не было ни до того, ни после.
Смутное время — обозначение периода истории России с 1604 по 1613 год, ознаменованного тяжелейшим политическим, экономическим и социальным кризисом, приведшим к временному коллапсу российской государственности.
Это было время династического кризиса. Начало Смуты относится к усилению слухов, будто бы законный царевич Дмитрий жив, из чего следовало, что избранный на правление после Грозного Борис Годунов нелегитимен.
После убийства заговорщиками коронованного на русское царство Лжедмитрия I в 1606—1610 гг. царствовал боярин Василий Шуйский, но новая власть не принесла успокоения. На юге вспыхнуло восстание Болотникова, породившее начало движения «воров». Слухи о чудесном избавлении царевича Дмитрия не утихали. Объявился новый Самозванец, вошедший в историю как Тушинский Вор.
В 1609 Правительство Шуйского обратилось к Швеции за помощью в обмен на часть новгородских земель. Помощь была оказана,
но в результате боярского заговора Шуйский был смещён, а Москва присягнула на верность польскому царевичу Владиславу. Однако межрелигиозные противоречия между католицизмом (западным христианством) и православием (восточным христианством) вызвали многочисленные восстания.
В 1611 к стенам Москвы подступило 1-е Ополчение Ляпунова. Но в результате распри на военном совете восставших Ляпунов был убит, а ополчение, пограбив окрестности, рассеялось.
Власть буквально валялась под ногами, но на нее было слишком много претендентов, то дравшихся между собой, то заключавших союзы, то вновь ссорившихся. И все это повсеместно сопровождалось невиданным грабежом жителей. Страна была разорена, реального перевеса у противоборствующих сил уже не было.
В то время в Москве служил патриарх Гермоген, бывший митрополит Казанский, решивший воспользоваться моментом и продвинуть своего ставленника на российский престол. (Между прочим, в Москве молитвы когда-то читали по-тюркски.) Он и позвал своих сородичей на помощь в осуществления замысла.
Гермоген обратился к своему давнему знакомому хану Божару, который был родом из Казанской епархии. Впоследствии хан Дмитрий Божар был назван русским князем Дмитрием Пожарским.
ПРИМЕЧАНИЕ. Впрочем, все знатные русские княжеские роды или напрямую вели свою родословную от татарских ханов, или были с ними генетически смешаны. Отсюда вышла целая плеяда видных деятелей — военных, ученых, дипломатов,
писателей, предпринимателей, которые вобрали в себя лучшие черты многих народов,
кровно породнившихся между собой — русских, татар, мордвы, черемис, чувашей. Во
многих поколениях они несли в себе свое татарское прошлое и русское настоящее.
Выдающийся писатель А. И. Куприн, например, гордился тем, что он потомок
татарского хана Колунчака и офицер русской армии. В таком же сплаве исторической
памяти и этнокультурной среды сформировались такие выдающиеся деятели, как Н. М.
Карамзин, И. С. Тургенев, К. А. Тимирязев, Ф. Ф. Ушаков, А. Н. Радищев,
Строгановы, Беклемишевы, Бахметьевы, Юсуповы, Апраксины, Чаадаевы, Вельяминовы и
многие другие.
Поволжские татары, в основу которых поставлены две этнические группы — казанские
татары и татары-мишари, являются одним из многочисленных народов России. Сейчас они расселены по всем регионам страны и являются в России вторыми по численности, после руских. Гораздо больше число их потомков от смешанных браков, которые были записаны русскими. Как говорил Наполеон, "хорошенько поскреби всякого русского, и обнаружишь татарина".
Исторически бессмысленно пенять сейчас на изнемогших к тому времени в бесконечных кровопролитных междуусобицах русских князей-рюриковичей, потому сдавшихся в верховное управление подступившим к границам монголо-татарам практически без боя (немногие разрозненно сопротивлялись, а некоторые сдались и с восторгом - Александр Невский за заслуги даже стал любимым названным сыном Батыя).
Это покорение надолго привело за собой двойное закабаление русских - и от своих господ, и от любых иностранных пришлых (сравните положение в России XVIII-XIX вв. приезжего французского парикмахера и русского крепостного раба, живущего на своей исконной территории).
Крайне приниженое положение любых представителей многонационального коренного населения СССР по отношению к любым иностранцам было вписано и в большевисткую идеологию советских времен (не имевшей ничего общего с европейской коммунистической теорией, но являющейся по сути гнусным наследием идеологии монгольского ига). Такая дискриминационная установка по отношению к собственному населению коммунистической властью в СССР жестко выполнялась (даже в магазинах и гостиницах).
В любом случае, историю в удобном на данный момент варианте всегда можно переписать (и многократно уже переписывали - на то и назначенные работники от исторической науки), а вот изменить нельзя (как своих маму и папу не выбирают).
ИСТОРИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА. Удивительно, но совокупность всех стран в Азии и Европе, в свое время подверженных советской идеологии (стран социалистической ориентации), полностью совпадает с границами бывшей монгольской империи. Такова реальность влияния империи Чингис-Хана (см. исторические карты).
Князь Дмитрий Пожарский (хан Божар). Ко времени появления на свет Дмитрия ханы Божары обеднели в бесконечных дележах между наследниками, а потому числились «худородными» (по выражению летописца).
Ко двору Дмитрий, по выражению одного из современников, "князюшка захудалый, ветром подбитый", был представлен пятнадцати лет в 1593 г., но лишь в 1597 г. получил звание стряпчего с платьем. В обязанности стряпчих входило сопровождать царя на выходах, нести перед ним скипетр, в церкви - держать платок и шапку, в походе - панцирь, саблю, саадак. Плюс - мелкие разные поручения. И было стряпчих на Москве до 800 человек.
Семь лет Дмитрий, будучи уже женатым, отцом семейства, служил "на посылках", пока в 1604 г. не продвинулся на следующую должностную ступень - стольника. А воеводой (г.Зарайска) стал еще через шесть лет, в 1610 г. при Василии Шуйском. Карьера не княжеская и даже не из блестящих. Но амбиции были.
Вот его и выбрал Гермоген своим претендентом на трон. Но у Пожарского не было денег на организацию войска. Тогда Гермоген и Пожарский решили привлечь на свою сторону земского старосту Козьму Минина (к тому времени человека, делами своими известного), посулив ему всякие блага и почести, на что Козьма был весьма падок.
Козьма сын Минин
(Козьма Минич, или Кузьма Минич или Косма Минич, или "крещеный татарин Кириша сын Минибаев", но без фамилии; много позднее с легкой руки историка
Карамзина - "гражданин Минин")
– этнический нижегородский татарин (это официально подтвердил и председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин), "сложением кургузый, лицом круглый и плоский, с руками и ногами короткими". Его отец - татарин Миня сын Анкудинов.
Выходец из промыслового городка Балахны, что вверх по Волге неподалеку от Н. Новгорода (Нижний Новгород в те времена назывался Булгар, Ибрагим-юрт), торговал Кузьма Минин мясом и рыбой, был, по сегодняшним меркам, предпринимателем средней руки. Одним из многих: в исконно торговом, расположенном как нельзя кстати, на слиянии двух великих рек Нижнем Новгороде имелись сотни лавок. Почему же Минина выбрали земским старостой? Что это вообще была за должность такая?
Земщину на Руси установил Иван Грозный, заменив так называемое кормление (самовольное обложение населения наместниками и волостелями) государевым оброком. Выборный на сходе (обычно на год) "излюбленный" староста в первую очередь и отвечал за сбор налогов. Борясь с Боярской Думой, Грозный любил назначать своими наместниками простолюдинов, отличавшихся рвением в служении и абсолютной безжалостностью (наподобие милого его сердцу Малюты Скуратова).
Должность была с серьезными властными полномочиями, но общественная, без жалованья и сама по себе, в общем-то, мало приятная (включая выполнение фискальных функций, вызывавшее определенное отношение в массах). Помимо всего прочего – организация благоустройства, пожарный надзор, выгон народа на общинные работы, ходатайства по мирским делам и т.п.
Одним словом, должность хлопотная, особенно с учетом отсутствия жалованья. Пусть хотя и почетная, но лишь в той мере, в какой было отмерено - даже фамилии Кузьме сыну Минину, человеку посадскому, равно как и холопу, и крестьянину, все едино не полагалась. Потому Карамзин в своей Истории «для солидности» придумал ему фамилию и даже объявил "гражданином" (хотя в те времена, и даже во времена Карамзина, в России никакого гражданства не было, а существовало абсолютное подданство русскому царю - холопство).
Будучи человеком смышленым, жестким и изворотливым, Козьма выгодно использовал свою должность и весьма преуспел в обирании подвластных ему людей самыми жесткими методами.
Когда в Балахне, на родине К. Минина, купцы и промышленники недодали ему денег, Козьма возмутился: "Руки бы вам поотсекать! " - как пишут летописцы. После такого предупреждения, ранее неоднократно подтверждавшегося действием, купцы принесли более, чем просили. Позднее, после взятия его ополчением Ярославля, Козьме Миничу даже удалось взять под стражу и обобрать ярославского земского старосту богатейшего купца Григория Никитникова. Были обобраны "до нитки" и другие ярославские толстосумы.
Вот этот весьма подходящий человек и был привлечен Гермогеном и Пожарским для сбора средств, организации и командования войском. Сам Пожарский был непригоден для командования по причине "сложения тщедушного и здоровья слабого". К тому же, случись неудача, и ответственность на князя не ложилась - Пожарский был человеком спокойным и рисковать не любил.
После привлечения на свою сторону сословия мурз и служилых татар, в т.ч. из Касимовского ханства, в 1612 году Кузьма Минин сформировал и возглавил созданное им Второе Ополчение, собранное из мусульман - башкир, татар, мещеряков, тептярей, и немусульман, проживавших на территории башкирских племен, но остававшихся в язычестве - марийцев, удмуртов, чувашей. В войске были даже представители экзотических сибирских ханств.
В марте 1612 г. многонациональное разноязыкое воинство двинулось к Ярославлю, чтобы занять этот важный пункт, где скрещивалось много дорог, а потому было много товаров и денег. После сопротивления Ярославль был взят; ополчение простояло здесь три месяца (ограбив и доведя население до страшного голода), потому что надо было не только «строить» войско, но и провести необходимые мероприятия для легитимизации предстоящего захвата власти. С благословения Гермогена Пожарский хотел собрать собор для выбора себя царем.
В конечном итоге славянских захватчиков (принадлежавших к славянскому племени поляне, именовавшихся в тогдашних русских летописях "литовцами") многонациональное мусульманско-языческое войско Минина из Москвы практически без боя выгнало (к тому времени литовское войско и само было радо воспользоваться поводом уйти из Москвы из-за давно свирепствовавшего в Москве голода - уже всех лошадей поели!), но Гермогену провести своего ставленника на престол так и не удалось – Боярская Дума выбрала Михаила Романова.
На короновании Михаила Федоровича Романова в 1613 году венец держал некогда прислуживавший полякам Иван Романов, скипетр - тушинский боярин Дмитрий Трубецкой, а державу - бескомпромиссный патриот, истинный радетель Веры и Отечества Дмитрий Пожарский!
Как пресловутое "изгнание поляков из Москвы" (рядовой и ничего не решающий эпизод из множества проходивших в Смутное Время - тюркоязычные народы и до того приходили), так и коронование не положили конец распрям - гражданская война Смутного Времени продолжалась не ослабевая (и с переменным успехом, в т.ч. и для "литовцев") вплоть до 1618 года.
Только затем борьба пошла на спад, с возникавшими и позднее во времена царствования Романовых серьезными внутренними военными столкновениями царской власти с народами России, окончившимися в итоге отречением последнего царя Михаила Романова от престола и вообще от монархии в России в феврале 1917 года (вскоре после отречения Николая II Романова) и установлением в России республики.
Патриарха Гермогена просто тихо придушили в темнице еще до коронования Михаила Федоровича Романова.
Дмитрий Михайлович Пожарский за заслуги получил-таки звание думного боярина и спокойно и безбедно прожил до своей естественной кончины в 1642 году (в чем был немало обязан своему неконфликтному осторожному характеру).
А боевой Козьма Минич в июне 1613 г. был пожалован "думным дворянином". Используя его таланты, несколько раз с участием Кузьмы в государстве были проведены успешные "пятинные сборы" для пополнения обнищавшей российской казны, во время которых Кузьма и себя не забывал, насколько мог на царевой службе, дававшей ему великие полномочия.
В начале февраля 1616 г. Козьма Минич, сопровождая боярина Ромодановского, прибыл в Казань, где по доносам "черемиса заворовала". Завершив расследование и, как всегда, немало поживившись, с обозом обретенного добра двинулись обратно, но, видимо, обиженные казанские соплеменники ему что-то подсыпали - в дороге он внезапно сильно занедужил. Пишет современник-хронограф: "А Кузьмы Минина едучи к Москве на дороге не стало".
Предположительная дата кончины героя - 21 мая по н. ст., с XIX века (после издания сочинения Карамзина) отмечалась всей Россией вплоть до 1916 г. как "День памяти Гражданина Минина". По всей вероятности, понятие "гражданства" (и тогда, и позже в монархической России не существовавшего) было навеяно историку Карамзину итогами Французской Революции, но, несмотря на явное проявление вольнодумства (или, как тогда подобные мысли именовали в России, "французские заблужения"), Царем и цензорами в Сочинении запрещено не было, а потому "пошло в народ".
Гражданство в России было введено только в феврале 1917 года, когда Россия стала республикой, уже после отречения от престола великого князя Михаила, которое он совершил всего через 10 часов после отречения от трона в пользу Михаила императора Николая II. Тогда все бывшие абсолютные подданные русского Царя (безрадельные холуи во власти Царя, все - от крестьянина до князя) и стали гражданами России (а князья с революционными бантами на груди пошли во главе радостных народных манифестаций). Но это продолжалось недолго.
Вскоре после победы русского большевистского режима, возродившего традиции монголо-татарской абсолютной власти над народом (всякое неповиновение индивидуума - в лучшем случае гонения, голод и неизбежная смерть без ареста), вновь произошло крепостническое закабаление крестьян (ранее отмененное в 1861 году) и возникновение столь жестоких форм абсолютного рабства, которых дотоле вообще не знала история человечества - советский "Гулаг".
Вышедшие из Гулага живыми в 1950-е годы быстро внесли радикальные "зэковские" изменения в русскую речь, мораль, культуру, науку и искусства, безвозвратно принизив высочайший облик русского народа, впервые достигнутый им за всю свою историю в результате победы во 2-й Мировой войне. Русская тюрьма опять победила русский героизм, и только осталось: "Эй, дядя, ну ка позвякай своими цацками!"
Но в любые времена на Руси - Реальное Начальство назначает Должные Весьма Существенные Даты, а назначенные работники от исторической науки быстро обеспечивают им доходчивое для народа Исторически Абсолютно Обоснованное Толкование.
|
|
|
|
|
|